Новой школе – толерантный ученик

Разделы: Школьная психологическая служба


В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с межэтническими, межконфессиональными, социальными конфликтами, которые грозят перерасти в глобальные и требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

Город Красноярск является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. По данным социологических исследований, проведенных Информационно-аналитическим управлением г. Красноярска в нашем городе проживает представители более 140 национальностей.

Школа, в которой мы работаем, является полиэтнической, в ней учатся русские, армяне, татары, азербайджанцы и дети других национальностей. Все это красноречиво подтверждает насущность серьезной работы по развитию толерантности школьника вне зависимости от его национальной, религиозной принадлежности.

Развитие толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду и педагогов.

Неслучайно 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Президентом России В.В. Пуниным совместно с Министерством Образования разработана программа "Воспитание молодого поколения в духе толерантности". Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Что же такое толерантность? Модное, красивое слово оно вошло в политику, входит в образование и наш быт. Во многих источниках толерантность понимается как "терпимость к иного рода взглядам". Терпимость является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции. Все это свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах как:

  • познание и признание своего "Я" и позиции другого;
  • определение тактики поведения и диалога с другими;
  • взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации, т.е. быть с другими и сохранять свое "Я".

Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости при взаимодействии с людьми иной культурой, национальной, религиозной или социальной среды.

Исходя из определения толерантности, можно определить основные критерии толерантности и ее показатели, т.е. те признаки, по которым мы определяем, что личность обладает таким качеством как толерантность.

Одним из таких признаков является устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей. Это и эмоциональная стабильность, доброжелательность, социальная ответственность, самостоятельность.

Другим признаком считается адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, иначе говоря - это эмпатия, т.е. высокий уровень сопереживания, учтивость.

Следующим признаком можно считать дивергентность мышления - способность необычно решать обычные проблемы и задачи. Это - отсутствие стереотипов, предрассудков, гибкость мышления, критичность мышления, креативность.

Мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств тоже считается признаком толерантности, сюда относится отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, коммуникабельность, умение найти выход из сложной ситуации, автономность поведения, динамизм.

Еще одним признаком толерантности является социальная активность - это готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных задач и выстраивания конструктивных отношений в обществе, т.е. социальная самоидентификация, социальная адаптированность, инициативность, социальный оптимизм.

Толерантность как любое социальное качество не является врожденным, оно формируется у каждого человека как существа социального. Естественно, не составляют исключения и дети и их сообщества.

Толерантность - феномен динамичный и поэтому его можно формировать, стимулировать, развивать и корректировать.

Существует много источников, которые прямо или опосредованно формируют и развивают толерантность ребенка. Среди них на первом месте, разумеется, семья, т.е. живой пример семейных приоритетов: отношение взрослых, их мнение, суждение, поступки. Весьма действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных людей, читаемых книг, потока "образов", навязчиво транслируемых СМИ. Едва ли не столь же существенны влияния школы, несущей свои ценности, особую систему отношений. Все эти и другие источники создают и формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности.

Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. Суть и содержание развития толерантности состоит в целенаправленной организации позитивного опыта толерантности, т.е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими - иными по взглядам или поведению - людьми и их сообществами. Педагог должен быть готов к этому многообразию, а для этого нужно знать не только источники, но и зоны, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности.

Всякого рода зон, сложных для ребенка, для сообщества детей, а значит и для педагога немало - это религиозная, этническая, психологическая, коммуникативная, поведенческая. Каждая из них может оказаться реальной сферой возникновения негативизма, отторжения, несовместимости.

Так в зоне религиозной наиболее вероятны, по крайней мере, две опасности: первая - сугубо личностная - внутреннее или внешнее неприятие верующих, веры в Бога; вторая - социально окрашенная - неприятие представителей иных конфессий.

Еще более негативный потенциал может быть в зоне этнической, обострившейся, особенно в последние годы, межнациональные отношения - на уровне как отдельных детей, групп, так и этносов в целом, будь-то отношения к беженцам, вынужденным переселенцам, людям другой национальности или с иным цветом кожи.

Психологическая зона сложна тем, что является самой тонкой, деликатной, по-своему труднодоступной педагогу, ибо связана порой с трудно объяснимым душевным принятием или неприятием ребенком личностных параметров того или иного человека - сверстника или взрослого.

В коммуникативной зоне трудности возникают тогда, когда кто-то не приемлет тот или иной круг общения или чью-то манеру общения, его содержание, интонацию, стиль.

Наконец все эти зоны будто пересекаются, воплощаются в пространстве зоны поведенческой -в реальном проявлении остальных: взаимоотношениях субъекта толерантности и различных объектов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация - основное поле деятельности педагогов, на котором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих учеников.

Так же педагогу важно знать и границы толерантности. Диапазон этих границ: от полного приятия, согласия того или иного объекта - до безразличия, равнодушия, до скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, конфликта, в худшем случае - агрессии.

Нельзя не сказать и об этических, ценностных границах, имеются в виде границы, за пределами которых то, что требует нетерпимости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя равнодушно сосуществовать: предательство, преступление, терроризм. Педагог должен подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо, будь то издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда.

В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка и учителя могут быть разные точки зрения, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толерантности. И круг таких объектов, а следовательно и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь широк и многопланов - от молодежного сленга и взглядов на моду до жизненных ценностей.

Едва ли не самым трудным для педагога является -толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъективная среда людей, объединяемых общим положением: известной зависимостью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эти среда становится все более требовательной и агрессивной к школе, впрочем, и педагоги были и остаются весьма разными:. Нередки ситуации их противостояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе.

Чтобы избежать столкновение, важно щадить родительское самолюбие при публичных индивидуальных характеристиках детей, сдерживать эмоции, общаясь с "трудными" для себя родителями, больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об успеваемости и посещаемости), фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.

Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае - внешне) доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности.

Самая деликатная проблема - толерантность в отношениях между педагогами. Это проблема, которая касается специалистов, работающих в общем пространстве и атмосфере, формально - в едином статусе. Однако, будучи специалистами-педагогами, они являются при этом разными людьми, а известная замкнутость этого мира, постоянное нервное напряжение в нем, дефицит мужской сдержанности обостряют значимость толерантности.

В этих условиях чрезвычайно важны умение всех и каждого быть снисходительным, мириться с существованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических вопросов, единства требований.

Человеческая стратегия проявления толерантности здесь реализуется через познание и понимание другого человека к реальному взаимодействию, сотрудничеству с ним. Это и добрые, не исключающие критики слова после посещения уроков или организованных коллегой дел, и помощь молодым учителям, и способность признать собственные недостатки, и участие в совместном профессиональном творчестве в рамках предметного методобъединения.

Особая роль принадлежит училиям учителя по самовоспитанию толерантности. Оно связано, в первую очередь, с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других - иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же - обязательно, как бы ни было сложно.

Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои нервы, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений. Значит, каждому педагогу важно воспитывать в себе толерантность - одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство, проявляющихся в бесконечном многообразии школьной или внешкольной среды, ситуаций и условий ее существования.

Симптомами интолерантности педагога являются: амбициозность, настороженность в общении, раздражение, повышенная чувствительность, резкие эмоциональные взрывы, тактика запугивания, негативная вербализация в адрес детей, агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребенку, к человеку, непохожему на педагога.

Несформированность толерантности - профессиональная драма педагога. Дело многократно осложняется тем, что жертвами такое драмы в конечном счете оказываются дети, с которыми этот педагог работает.спитание здесь оказывается не только личной, но и социальной проблемой!

Смысл деятельности педагога - это создание условий не только для формирование и проявления толерантности одного, но и преодоления вызывающего негативизма в поведении или общении другого. Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта толерантности имеет свои причины, и важно преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.

Средства решения этих задач могут быть различны. Прежде всего, целесообразно организовывать жизнедеятельность ребят так, чтобы они могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то.

Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его учеников. Здесь важна его способность "предъявлять" себя не в маске строгости, надеваемой перед тем, как войти в класс, но человечески - своими эмоциями, иронией, пониманием и т.д. Важно "сравняться" с ребятами на основе человеческих эмоций и эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности - существенный фактор, при развитии толерантности.

Успешность развития толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности он должен придерживаться следующих принципов:

  • принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник - самобытен;
  • верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
  • уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • не унижать достоинства ребенка;
  • не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;
  • каждый имеет право на ошибку;
  • каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждением окружающих.

Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности.

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно:мы не может, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования, воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего в опыте личности. Поэтому развитие толерантности - это, с педагогической точки зрения, целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности, положительный или отрицательный, имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого есть "любимые" и "нелюбимые" люди. Тем более такой опыт есть у школьников, обладающими разными хзарактерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать, скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе:

Принципиально важно и другое: процесс развития толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в "контактных" условиях вероятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля - серьезная удача педагога!

Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее - реализуемое состояние. Поэтому еще одной особенностью развития толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть.

Школой отнюдь не исчерпываются все проявления толерантности, и сама школа погружена в более широкую социальную среду, факторы которой существенно менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной стороны, эта среда "содержит" множество положительных примеров действительной толерантности, с другой стороны, гораздо больше разных по содержанию и характеру, по ценности и значимости, по силе "раздражителя" негативных объектов, требующих толерантности.

Педагог, работающий над развитием и формированием толерантности у учащихся должен сам обладать таким качеством как толерантность.

Толерантность - профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.

Современный учащийся, включаясь во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Будущее на нашей планете зависит от того, как наш учащийся будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция толерантности и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколения в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.