Конспект учебного занятия с использованием ЦОР по теме "Древние образы в современном декоративном искусстве". На примере декоративно-прикладного искусства республики Башкортостан "Агидель"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  • Формировать представление об орнаментальной композиции на примере изделий башкирского народного промысла "Агидель"
  • Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству и формировать навыки коллективной работы в технике аппликация.
  • Воспитывать уважение к культуре и народным традициям разных народов.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): мультимедийный проектор, музыкальный ряд: русские народные мелодии и мелодии курая.

Дидактические материалы к учебному занятию: Диск CD-RV слайд-шоу, составленный по программе Microsoft

PowerPoint "Декоративно-прикладное искусство "АГИДЕЛЬ" "Культурология" ЗАО "Новый диск". Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу "История, литература и культура Башкортостана" / Сост. Бенин В.Л. Уфа:Китап, 1994 - 160с.; ил., Салахов М.Ш. Наглядное пособие по изобразительному и художественному труду (1-4классы). Комментарий для учителя.-М.:АО "Международный дом сотрудничества", 1997. - 24с.

Материалы: цветная бумага (золотого или желтого цвета). Силуэт круга (черного, красного, зеленого, коричневого цветов), клей, ножницы.

Задание: декорирование силуэта, круга в технике аппликация с использованием элементов башкирского орнамента и составление текста о смысловой нагрузке орнамента. Коллективная работа (создание творческих мастерских).

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия время

Цель этапа

Компетенции

методы формы Используемые

ЦОРы

знания

умения

1. Организация начала урока. 2 мин. Подготовка

учащихся

на восприятие

нового

материала

Организация внимания и внутренней готовности Умение организоваться Словесный Фронтальный  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Приветствие друг друга на разных языках. Россия - огромная многонациональная страна. У каждого народа есть своя религия, своя культура, свои традиции. Приветствие детей:
  • на башкирском языке - хаумыхыгыз,
  • на еврейском языке - шалом,
  • на украинском языке - здоровенько были,
  • на армянском языке - бареф и т.д.
Этап учебного занятия время

Цель этапа

Компетенции

методы формы Используемые

ЦОРы

знания

умения

2. Изучение нового материала.

а). Народные промыслы в России.

б). Народные промыслы южного Урала.

 

 

 

 

 

в) Отличительные особенности хохломской и агиделевской росписей.

-Хохломская роспись.

Агиделевская роспись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Ориентировочные признаки  башкирского кускарного орнамента и  его алгоритмы.

д) Растительный орнамент в круге.

15 мин. Вспомнить какие народные промыслы есть в России.

Познакомить с башкирскими промыслами.

 

 

 

 

 

Вспомнить, что изображено в хохломской росписи.

 

 

 

 

 

Выяснить что изображено в агиделевской росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выяснить на что похожи элементы башкирского орнамента.

Выяснить композиционное решение стилизованного растительного орнамента в круге.

Народные промыслы:

-Гжель

-Жостово

-Хохлома

-Городец

-Палех

 

 

 

 

Республика Башкортостан город Уфа. Художественные промыслы производственного объединения "Агидель". Изображение ягод, трав, цветов, птиц, фруктов.

 

Изображение ромбов, завитков, сердцевидных элементов.

Элементы:

  • кускар,
  • рога,
  • солнцеворот,
  • амулет, гостеприимство,
  • пастбище,
  • частокол, дерево.

Оформление орнамента по центру, кайме и осевой симметрии.

Различать характерные особенности народных промыслов.

Гжель - изделия народной художественной керамики.

Жостово - изделия

с художественной росписью (по металлу) подносов.

Хохлома - художественные изделия выполненные из дерева и расписанные хохломской росписью.

Городец - изделия, выполненные из дерева и расписанные городецкой росписью.

Палех - вид народной миниатюрной живописи.

Цеха "Агидели":

-ювелирный;

-резьба по дереву;

-ковроткачество;

-роспись по дереву.

-изготовление национальной одежды и т.д.

Различать по мотивам, которые присутствуют в хохломской росписи (растительные, к которым относятся "травная" роспись, роспись "под фон", "под листок" и "кудрины").

Характерные особенности (спиралевидные, роговидные, сердцевидные элементы, которые образуют сильно стилизованные растительные мотивы)

 

Характерные особенности (на завиток - кускар, на рога - рога барана, на солнце с лучами-солнцеворот, сердечко - гостеприимство и. т.д.)

Оформление орнамента по центру замкнутая композиция, оформление центра без каймы.

В середине круга располагаются центральная фигура или несколько элементов башкирского орнамента, они могут быть крупными или мелкими по размеру.

По кайме (замкнутая композиция, оформление каймы без центра, края круга заполняются ритмическими чередованиями элементов ).

По осевой симметрии (замкнутая композиция, оформление всего пространства, в круге проводится осевая линия, проходящая через центр, на котором может располагаться центральный элемент узора, затем симметрично могут располагаться от нее более мелкие или крупные элементы влево, вправо, вверх и вниз)

Метод фактов Фронтальная, индивидуальная "Культурология" ЗАО "Новый диск".

Диск

Слайд-шоу

Microsoft

PowerPoint

"ДПИ

"Агидель"

Слайды № 1,2

3,4,5,6,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №9

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11,12,13,14,15

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А) Организует просмотр и комментарии с прослушиванием русских народных мелодий.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №1,2,3,4,5,6,7 c музыкальным сопровождением из диска CD -RV программы Microsoft PowerPoint .

Задание: назвать, какие художественные промыслы есть в России.

Вопрос: 1.Характерные особенности художественных промыслов?

Б). Организует просмотр слайда с музыкальным оформлением башкирских народных мелодий и фильма.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №8 с музыкальным сопровождением из диска CD -RV программы Microsoft PowerPoint .

Задание: назвать основные цеха художественных промыслов

производственного объединения "Агидель"

В). Организует просмотр и комментарии.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №,9,10 c музыкальным сопровождением из диска CD -RV программы Microsoft PowerPoint .

Задание №1: назвать отличительные особенности агиделевской росписи.

Задание№2: назвать отличительные особенности хохломской росписи.

Вопрос: 1. Какие мотивы в хохломской росписи?

Вопрос: 2. Какие мотивы в агиделевской росписи?

Г). Организует просмотр и комментарии.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №11,12,13,14,15 из диска CD -RV программы Microsoft PowerPoint .

Задание: зафиксировать композиционное решение стилизованного растительного орнамента в круге.

Вопрос: 1. Какие характерные признаки у агиделевской росписи?

2.Какое оформление используется при построении композиции в круге?

Смотрят, слушают и запоминают.

Готовятся отвечать на вопросы.

Этап учебного занятия время Цель этапа

Компетенции

методы формы Используемые

ЦОРы

знания

умения

3. Самостоятельная работа.

Закрепление и применение знаний.

23 мин. Установить усвоили или нет учащиеся материал:

1. Признаки башкирского орнамента.

2.Составление стилизованного растительного орнамента в круге.

Знать народные промыслы

Башкортостана:

-Агидель

Уметь различать и выстраивать композиционное решение стилизованного растительного орнамента, в круге овладевая навыком работы в конкретном материале Контроль Групповая Слайд № 16,17,18
Деятельность учителя Деятельность учащихся
А). Учитель показывает варианты вырезания узора для получения симметричной фигуры. Для этого необходимо, сложить лист бумаги вдвое, получим полное изображение узора. Несколько одинаковых узоров можно вырезать по шаблону, сложив бумагу несколько слоев гармошкой. Работу нужно выполнять аккуратно.

Б). Учащимся раздаются шаблоны кускара и карточки, на которых изображены элементы башкирского кускарного орнамента и его алгоритмы, шаблоны могут придумать и сами учащиеся.

В). Организация самостоятельной работы детей с прослушиванием башкирских народных мелодий.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 16 ,17,18 c музыкальным сопровождением из диска CD -RV программы Microsoft PowerPoint .

1. Класс делится на несколько творческих мастерских, где выбираются мастер и несколько помощников, работа может выполняться и самостоятельно одним учеником на осмотрение учителя.

2. Воплощать работу в технике аппликация, сочетая золотистый (желтый) цвет на черном, зеленом, красном или коричневом фоне (силуэта круга).

Этап

Учебного

время

 

 

 

Цель этапа

 

 

 

Компетенции методы

 

 

 

формы

 

 

 

Используемые

ЦОРы

знания умения
5 мин. Подвести

Итоги работы

    Словесный Групповая  
4. Подведение итогов.   Народных промыслов южного Урала -республики Башкортостан производственное объединение "Агидель" Применить алгоритм защиты творческого проекта:

1.Название эскиза.

2.Какая выбрана композиция

кайма, центр,

осевая симметрия.

3.Какие элементы используются?

4.Смысл орнамента.

     

 

 

Слайд № 18,

19, 20

Деятельность учителя Деятельность учащихся
А). Организует стенд с просмотром детских работ.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 18,19,20 из диска CD - RV программы Microsoft PowerPoint .

Задание: защитить творческий проект.

Вопрос: расскажите, какой смысл несет ваш орнамент?

Б). Итоговая беседа по декоративно прикладному искусству на примере республики Башкортостан.

В). Разбираем случаи, вызвавшие затруднения.

Отвечают на вопрос.

Называют случаи затруднения.

Список литературы и других источников:

  1. Азнагулов Р.Г., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. Родной Башкортостан. Учебное пособие для 5 кл.-Изд.1-е - Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1993.- 288 с.: ил.
  2. CD -Rom . Энциклопедия изобразительного искусства. ООО "ИДДК ГРУПП". 2004 год.
  3. "Культурология" ЗАО "Новый диск". 2003 год.
  4. Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу "История, литература и культура Башкортостана" / Сост. Бенин В.Л. Уфа:Китап, 1994 - 160с.; ил.,
  5. Салахов М.Ш. Наглядное пособие по изобразительному и художественному труду (1-4классы). Комментарий для учителя.-М.:АО "Международный дом сотрудничества", 1997. - 24с.
  6. http :// www . Агидель. ru

Приложение.