Проверка знаний, умений и навыков в курсе "География материков и океанов"

Разделы: География


В последние годы особое внимание уделяю мониторингу знаний, умений и навыков. Разработала систему учета и контроля знаний, умений и навыков.

Систематическая проверка знаний, умений и навыков способствует повышению интерес к предмету, повышению качества знаний, пониманию основных географических закономерностей, развитию творческих способностей.

Курс географии материков и океанов наиболее интересен для учеников, а поэтому я считаю это можно использовать для привития навыков самообразования и углубления знаний, а также накопления географических знаний, умений и навыков, которые будут способствовать лучшему усвоению материала следующих более серьезных курсов географии.

Предлагаю некоторые формы проверки знаний, умений и навыков, которые я использую в своей работе и могут быть интересны учителям географии.

Существует много форм проверки знаний учащихся. Кроме традиционных форм есть и новых педагогические технологии контроля за обязательным результатом обучения (зачет, тестирование, игра, пресс-конференция и т.д.).

Таблица “Формы контроля ”.

Устные

Письменные

Ответ у доски
Фронтальная проверка
Викторины
Собеседование
Зачет
Игра
Работа с учебником
Сообщение
Пресс-конференция

Тесты
Практические работы
Работа на контурной карте
Реферат
Творческие работы
Самостоятельная работа
Сочинения
Диктанты
Письменный опрос
Кроссворды

В таблице представлены те формы контроля, которые я применяю в практике своей работы. В статье привожу примеры заданий для проверки знаний, умений и навыков.

“Почемучка”.

  1. Природные зоны и климатические пояса на материке повторяются дважды. Почему?
  2. Африка – самый жаркий материк. Почему?
  3. Самая большая пустыня мира находится в Африке. Почему?
  4. Река Нил разливается в нижнем течении в самое жаркое время года. Почему?
  5. Почему река Конго самая полноводная река Африки?
  6. Почему в ЮАР в июле температура ниже, чем в январе?
  7. Почему на юго-востоке Южной Африки выпадает много осадков, а на юго-западе, в тех же широтах, – мало?
  8. Самое большое количество осадков выпадает в экваториальных широтах. Почему?
  9. Почему пустыня Намиб вытянулась вдоль западных берегов Африки, а не вдоль тропика?
  10. Почему озеро Чад не имеет постоянных границ?
  11. Знаешь ли ты? Вопросы для проверки знаний по теме “Южная Америка”.
  12. Какой из океанов оказывает на природу материка большее влияние?
  13. В чем проявляется это влияние?
  14. Чем можно объяснить различия в степени влияния океанов?
  15. Сравните рельеф Южной Америки и Африки. Объясните черты сходства и различия.
  16. Западное побережье материка является зоной частых, нередко катастрофических землетрясений. Объясните, почему они здесь происходят.
  17. Докажите справедливость высказывания “Амазонка – царица рек”.
  18. Самая полноводная река мира обладает и огромными запасами гидроэнергии. Однако строить крупные ГЭС на реке невыгодно, Почему?
  19. Ежегодно Амазонка выносит в океан огромное количество твердых частиц (1млрд. тонн в год), однако в отличии от других рек, дельта Амазонки не растет. Почему?
  20. Объясните, как появилось на картах название “Америка” и почему ее жителей стали называть “индейцами”?

Викторина “Самое, самое в Африке”.

  1. Самая длинная река Африки.
  2. Самое большое озеро Африки.
  3. Самая большая пустыня.
  4. Самый большой водопад на материке.
  5. Самая высокая гора Африки.
  6. Самый южный мыс Африки.
  7. Самая большая по площади природная зона материка.
  8. Самая полноводная река Африки.
  9. Самое длинное пресноводное озеро Африки и мира.
  10. Самый крупный цветок в пустыне Намиб.
  11. Самый жаркий и влажный климатический пояс материка.
  12. Самый большой полуостров Африки.
  13. Самая южная страна материка.
  14. Самый большой остров у берегов Африки.
  15. Самый большой оазис в Африке.
  16. Где находится самый большой “зеленый пояс” (посадки леса) в Африке?

Урок по теме “Антарктида”. Урок-исследование.

Ученики получают карточки с вопросами, ответы на которые надо найти в тексте учебника и приготовиться к работе по вопросам.

Вопросы.

  1. Что означает слово “Антарктида”?
  2. Какова площадь материка?
  3. Каково географическое положение материка?
  4. Кто и когда открыл Антарктиду?
  5. Кто первым побывал на Южном полюсе?
  6. Какова величина оледенения на материке?
  7. Какова мощность ледникового покрова на материке?
  8. На сколько метров повысится уровень Мирового океана, если растопить льды Антарктиды?
  9. Какое количество пресной воды сосредоточено во льдах Антарктиды?
  10. Что лежит в основании материка?
  11. Каков рельеф материка?
  12. Какие полезные ископаемые есть на материке?
  13. Каковы особенности климата материка?
  14. Почему Антарктиду называют кухней материка?
  15. Какая природная зона сформировалась на материке?
  16. Каков растительный и животный мир материка?
  17. Почему Антарктиду называют материком науки и мира?

Урок-повторение по теме “Южные материки”. Урок-рейтинг.

1. Что такое? Кто такой? (10 баллов)

Полюс холода Оазис
Сахара Атакама
“медные горы” Гилея
Сельва Амазония
Калахари Национальный парк

2. “Пятый лишний”. (5 баллов). Записать 5 географических объектов так, чтобы 4 были с одного материка, а 1 с другого.

3. Тест “О каком это материке?” (15 баллов). Цифру положения записать рядом с названием материка, о котором это положение.

  1. На этом материке самая большая пустыня мира.
  2. На этом материке находится полюс холода Земли.
  3. Длинные горы протянулись с севера на юг через весь материк.
  4. На этом материке находится самый высокий водопад мира.
  5. На этом материке находится самая полноводная река мира.
  6. На этом материке находится самая длинная река мира.
  7. На этом материке находится крупнейший коралловый риф.
  8. На этом материке находится единственная страна – материк.
  9. На этом материке находится вулкан Килиманджаро.
  10. Это самый высокий материк Земли.
  11. Коренные жители материка – индейцы.
  12. Коренные жители материка – аборигены.
  13. Коренные жители материка – пингвины.
  14. Эвкалипты – самое распространенное дерево материка.
  15. По количеству финиковых пальм судят о богатстве.

Ответы:

  • Африка 1, 6, 9, 15
  • Австралия 7, 8, 12, 14
  • Южная Америка 3. 4. 5. 11
  • Антарктида 2, 10, 13

4. Работа по карточкам. (5 баллов). Каждый получает задание на карточке.

Итог:

  • 28 – 34 балла –“5”
  • 21 – 27 баллов – “4”
  • 15 – 20 баллов –“3”
  • 14 и менее – “2”

Южные материки. Выбери правильные утверждения.

  1. Южными материками условно называют не только Австралию и Антарктиду, которые полностью находятся в южном полушарии, но и Африку и Южную Америку, частично располагающиеся в Северном полушарии.
  2. Антарктида располагается вокруг Южного полюса, поэтому здесь наиболее высокая температура воздуха.
  3. Не на всех южных материках есть полезные ископаемые.
  4. Наибольшее количество рек и озер в экваториальном и субэкваториальном поясах.
  5. Южная Америка, Африка и Австралия располагаются преимущественно в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах
  6. Все южные материки отличаются большим количеством рек и озер.
  7. В пустыне Сахара есть сухие русла рек – вади.
  8. Африка – второй по величине материк после Евразии.
  9. Африка омывается всеми океанами.
  10. В Африке практически отсутствуют полезные ископаемые.
  11. Африка – самый жаркий материк на Земле.
  12. В Африке много крупных рек.
  13. Большая часть Африки находится к северу от экватора.
  14. На долю Африки приходится большая часть добычи алмазов в мире.
  15. Африка расположена в жарких климатических поясах.
  16. В Африке почти нет рек.
  17. Австралия – самый маленький материк Земли.
  18. Австралию омывают воды Атлантического и Тихого океанов.
  19. Большую роль в исследовании Австралии сыграл Джеймс Кук.
  20. В Австралии практически отсутствуют полезные ископаемые.
  21. Крупнейший город – порт Австралии – Сидней.
  22. В Австралии преобладает экваториальный климат.
  23. В Австралии при движении на север становится жарче, а на юг холоднее.
  24. На материке Австралия расположено только одно государство.
  25. Европейцам Океания известна с 16 века, со времени первого кругосветного плавания.
  26. Океания – это одно государство.
  27. Некоторые острова Океании имеют вулканическое и коралловое происхождение.
  28. Южная Америка омывается водами Тихого и Атлантического океанов.
  29. Вдоль восточного побережья материка тянутся горы Анды.
  30. Анды богаты цветными и редкими металлами.
  31. В Южной Америке живут представители всех человеческих рас.
  32. Принято считать, что открытие Америки принадлежит Х. Колумбу.
  33. Восточная часть материка Южная Америка не имеет в рельефе резких колебаний высот.
  34. Антарктида – самый малый по площади материк Земли.
  35. Зимой в Антарктиде полярная ночь.
  36. В Антарктиде отсутствует постоянное население.
  37. Антарктида не принадлежит ни одному государству.
  38. Антарктида – самый холодный материк Земли.
  39. В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% пресной воды планеты.
  40. Под ледяным панцирем Антарктиды находятся как ровные участки поверхности, так и горные массивы.
  41. В Антарктиде производят испытания ядерного оружия.
  42. Пингвины живут только в Антарктиде.
  43. Первым побывал на Южном полюсе норвежец Руаль Амундсен.

Урок с применением мультимедийного курса “География 7 класс”.

Тема: Южная Америка. Общий обзор. (Географическое положение. История освоения и изучения. Особенности природы. Население.)

Цели и задачи:

  1. Познакомить с особенностями природы и населения материка.
  2. Формировать у учащихся навыки составления характеристики географического положения материка с самостоятельным подбором нужных карт.
  3. Формировать умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого устанавливать причинно-следственные связи и находить главные черты природы.
  4. Совершенствовать умения работать с текстами, иллюстрациями, картосхемами, находить точные ответы на поставленные вопросы. (Работа со слайдами мультимедийного курса.)

Оборудование: Мультимедийный курс “География 7 класс”, физическая карта “Южная Америка”, атласы.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели. Вводное слово учителя. Сегодня мы приступаем к изучению нового материка, который относится к группе южных материков. Это материк Южная Америка. Нам предстоит, используя слайды мультимедийного фильма, познакомиться с особенностями географического положения, природы, и населения этого материка. Запись темы урока в тетради.

2. Актуализация ранее полученных знаний. Вспомните, что вы уже знаете о материке Южная Америка?

3. Визитная карточка материка. Просмотр слайдов мультимедийного фильма с прослушиванием голоса диктора и кадров видеофрагмента из рубрики “Природные ресурсы”.(2мин.)

4. Географическое положение материка. Рассказ по плану стр.311. Работа с картами атласа. (На экране слайд из рубрики “Географическое положение” – карта с крайними точками материка.)

Выполнение практики 1. Географическое положение, координаты крайних точек, номенклатура.

5. Инструктаж учителя по выполнению самостоятельной работы со слайдами мультимедийного фильма. В содержании найти ваш вопрос, раскрыть его, активизируя мышью. Прослушать голос диктора, прочитать текст, для чего нажать команду “Текст”, просмотреть всю информацию на слайде, для этого поводить мышью по иллюстрации слайда и щелкнуть на все значки, которые будут высвечиваться. Приготовить ответы на вопросы из карточки, составить небольшой рассказ, используя вопросы как план ответа. Сделать записи в тетради.

6. Работа в группах (пары). Самостоятельная работа учащихся со слайдами по карточкам с заданиями.

Карточка 1. Открытия и исследования

  1. Кто открыл Америку?
  2. Почему материк назвали Америкой?
  3. Какова заслуга Ф. Магеллана в открытии материка?
  4. Завоеватели, из каких стран устремились на материк и превратили его в свои колонии?
  5. Какова заслуга А. Гумбольдта в изучении материка?
  6. Кто из русских исследователей изучал территорию материка

Карточка 2. Рельеф

  1. Каковы общие особенности рельефа материка?
  2. Что лежит в основании восточной части материка?
  3. Какие формы рельефа характерны для восточной части материка?
  4. Какие горы находятся в западной части материка?
  5. Почему на западе материка образовались высокие горы?
  6. Какая форма строения земной коры лежит в основании гор?
  7. Какие грозные явления природы периодически происходят в Андах и почему?

Карточка 3. Полезные ископаемые

  1. Какие полезные ископаемые есть в Андах?
  2. Какие полезные ископаемые обнаружены на Бразильском и Гвианском плоскогорьях?
  3. Где на территории материка есть месторождения нефти и газа?

Карточка 4. Климат

  1. В каких климатических поясах находится материк?
  2. Где на территории материка выпадает наибольшее количество осадков?
  3. Почему воздушные массы с Атлантического океана глубоко проникают внутрь материка?
  4. Почему воздушные массы с Тихого океана не оказывают большого влияния на климат материка?
  5. Самый влажный материк.
  6. Какие факторы способствовали тому, что на материке выпадает большое количество осадков?

Карточка 5. Внутренние воды

  1. Какие причины способствовали тому, что на материке образовались самые полноводные реки?
  2. Назвать крупные реки материка.
  3. Тип питания рек Южной Америки.
  4. Самое крупное озеро материка.
  5. Самое высокогорное озеро материка.
  6. Знаменитые водопады Южной Америки.
  7. Где на материке есть оледенение?

Карточка 6. Заселение индейцами

  1. Какие народы являются коренным населением материка? Откуда они пришли?
  2. Чем занимались индейцы до колонизации?
  3. Население
  4. Люди, каких рас живут на материке?
  5. Какие типы смешанных народов создались на материке?
  6. Какой индейский язык наиболее распространен в Южной Америке?
  7. На каких языках говорит большая часть населения материка?
  8. Как размещено население по территории материка

Карточка 7.

Просмотрите фрагменты и выберите интересные факты по теме “Самое, самое…”

Фрагменты “Амазонская низменность”, “Площадь лесов”, “Самый влажный материк”, “Внутренние воды”

  1. Самая большая низменность материка.
  2. Самая длинная горная цепь.
  3. Самое высокогорное озеро.
  4. Самая большая речная сеть

Карточка 8. Органический мир

  1. Органический мир каких материков имеет сходства с Южной Америкой?
  2. Какие виды растений являются эндемиками Южной Америки?
  3. Назвать животных – эндемиков материка.
  4. Почему на материке очень богат мир птиц и много летучих мышей?
  5. Почему Южную Америку называют “зеленым материком”?
  6. Какие природные зоны есть в Южной Америке?
  7. Какая природная зона называется “пампой”?
  8. Как называется пустыня материка? Где она находится?
  9. Как называется смена природных зон в горах Андах?
  10. Родиной каких культурных растений считается Южная Америка?

7. Проверка самостоятельной работы с фрагментами мультимедийного фильма.

Рассказ учеников по своей теме. Выполнение практики.

Рельеф. (Просмотр слайдов Анды, Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье.)

Практика 2. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. (Просмотр карт, диаграмм.)

Практика 3. Климатообразующие факторы.

Внутренние воды. (Слайды.)

Открытия и исследования. Маршруты путешествий

Заселение индейцами.(Слайды народов.)

Население. (Карта расселения народов. Слайды.)

Интересные факты:

Амазонская низменность. (Слайды.)

Площадь лесов. (Слайды.)

Практика 4. Стихийные бедствия.

Органический мир. (Карта, слайды.)

Практика 5.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.