Разработка урока по истории. Парламентский час "Где рождаются законы"

Разделы: История и обществознание


Аудитория: урок проводится для учащихся 9, 10, 11 классов.

Эпиграфы:

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества» (Ж.-Ж. Руссо)
«Единственный источник права – общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф. Лассаль, немецкий политический деятель)

Цели:

  • Парламентский урок призван содействовать формированию политической культуры школьников, осознанию роли гражданина в социально-политической жизни общества, развитию навыков активного участия в общественной жизни.
  • Уяснить, что право является важнейшим регулятором общественных отношений, от которого зависит развитие общества.
  • Формировать правосознание учащихся; повышать правовую культуру.
  • Способствовать выработке активной жизненной позиции учащихся.
  • Охарактеризовать деятельность Госсовета РТ как пример авторитетного представительного органа законодательной власти, в одном из ведущих субъектов РФ.
  • Расширить знания о роли парламента в демократическом государстве.
  • Расширить знания учащихся в области законотворческого процесса в Республике Татарстан.

Задачи:

  • обобщить полученные знания из курса истории России и Татарстана о развитии парламентаризма в России и ее регионах (на примере Республики Татарстан);
  • систематизировать и углубить знания учащихся в сфере полномочий законодательных органов государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан;
  • расширить знания учащихся в области организации законотворческого процесса в Российской Федерации и Республики Татарстан;
  • развивать познавательно-творческие навыки при выполнении индивидуальных заданий, осмысление приобретенных знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ.

Основные термины:

Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Закон – нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения
гражданское самосознание, политическая культура, органы государственной власти, наказ избирателей, законотворчество, законодательные (представительные) органы власти, Законодательное Собрание, устав, фракция.

Оборудование:

1. Для проведения урока издан мультимедийный учебно-методический комплекс на двух государственных языках, который включает в себя:
– виртуальную экскурсию по Государственному Совету Республики Татарстан;
– видеофильм о Государственном Совете Республики Татарстан для младших и старших классов;
– методические рекомендации для учителей начальных классов и учителей истории и обществознания (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и презентации к ним);
– положения о республиканских конкурсах для учащихся общеобразовательных учреждений, посвященных теме Парламентского урока (конкурс рисунков среди учащихся 3 – 4-х классов; конкурс сочинений среди учащихся 5 – 9-х классов; конкурс эссе или законопроектов среди учащихся 10 – 11 классов).
2. Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации и Республики Татарстан, символикой территории конкретного муниципального образования.
3. Технические средства: мультимедиапроектор, компьютер с возможностью просмотра CD, DVD дисков, экран.

ХОД УРОКА

1. В актовом зале звучит гимн РФ и гимн РТ

2. Далее вступительное слово – обращение Председателя Государственного совета Республики Татарстан Ф. Х. Мухаметшина.(Используется фрагмент видеофильма о Госсовете)

3.  Слово учителя истории:

Уважаемые гости и учащиеся нашей школы! Сегодня мы с вами собрались для проведения парламентского часа.
Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик – Республике Татарстан. Это высокоразвитый, цивилизованный регион европейского уровня, один из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов РФ, с мощным промышленным потенциалом и динамично развивающимся сельским хозяйством.
Благополучие государства, успешность его развития, государство, в котором есть стабильность, где мирно сосуществует  почти 100 национальностей возможно лишь там, где устанавливается власть закона. Ещё в древности мыслители говорили: «Мы должны  быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Право есть господство того, что считается правильным», «Суров закон, но это закон».
Законов создано огромное количество, задача общества сегодня – добиться такого положения, чтобы правомерное поведение стало внутренней потребностью как можно большего числа людей, чтобы нормы права соблюдались добровольно, сознательно, в силу укоренившейся потребности соблюдать общий порядок и уважать права других лиц. Нужно поднять уровень правосознания и юридической культуры: чем выше в обществе авторитет и уважение к праву, тем больше готовность всех членов общества жить, согласуя своё поведение с правовыми нормами. А вот вторым условием  общего состояния законности и правопорядка в обществе является степень реализации благих намерений законодателя  и зависит  от их профессиональности, компетентности, порядочности.  Думаю, что законодательная власть нашей Республики отвечает второму требованию. А вот первое условие «правомерное поведение стало внутренней потребностью» возможно будет  выполнена вами после того как вы приобщитесь  к знаниям о правотворчестве.
Знание того, как право создается и формируется, в чем суть правотворчества, необходимо не только для умозрительного понимания его сути, но и для правильного применения права, эффективного «пользования» правовыми нормами. Разновидностью правотворчества является законотворчество – процесс создания закона, начиная с идеи о нем, появляющейся в связи с выявлением правовой потребности и заканчивая введением его в действие. Создание законодательных актов органами государства не может осуществляться на произвольных основаниях или на соображениях целесообразности; в законе можно закрепить только те отношения, которые уже имеют правовое качество.
Эффективные законы – это законы, оптимально согласующие различные правовые интересы, дающие людям простые и понятные правила упорядочивания социальных конфликтов, утверждающие приоритет прав и свобод человека.
Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом. Парламент (от фр. рarler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции.
Россия – демократическое, правовое  государство, что означает верховенство закона, приоритет прав человека, связанность правом всех участников общественных отношений. Важнейшим признаком  правового  государства является разделение властей. Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
Так как учащиеся знакомы  с этими понятиями на экране предлагаются схемы с пропусками: Принцип разделения властей, Система органов государственной  власти. (Рисунок 1)
Республика Татарстан – является субъектом Российской Федерации, соответственно, она имеет собственную модель системы органов власти. В нашей республике это: Президент, Государственный Совет, Конституционный суд, Кабинет Министров. Парламентаризм в нашем государстве имеет длительную, порой драматическую историю становления. Давайте просмотрим видеофильм о Государственном Совете.

4. Просмотр видеоролика о становлении парламентаризма в РТ

Итак, теперь мы можем ответить на вопрос «Где рождаются законы? Но встает другой вопрос: « Как рождаются законы?»

5. Давайте обратимся к презентации «Структура и деятельность Государственного Совета» – выступает ученик. Далее проводится обсуждение и обобщение.

Беседа по вопросам:

  • Какова главная задача  Государственного Совета?
  • Назовите комитеты, которые образуются парламентом для ведения законопроектной работы.
  • Какие законы принимались парламентом?
  • Какова процедура принятия закона? Далее дается учителем социальный портрет действующего состава Государственного Совета Республики Татарстан. ( Информация на экране).

6. Выступление ученика с информацией о составе Госсовета

1 марта 2009 года в Татарстане состоялись выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва. Было избрано 100 депутатов сроком на 5 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права: 50 – по партийным спискам, 50 – по одномандатным округам.
Возрастные группы депутатов: до 30 лет – 6 депутатов; от 30-40 лет – 8 депутатов; от 40-50 лет – 27; от 50-60 лет – 37 и свыше 60 лет – 21 депутат;
Национальный состав парламента: татары – 65 депутатов, русские – 32 депутата, мордва и чуваши по 1 депутату.
Образовательный уровень депутатов парламента:98 депутатов имеют высшее образование, 1 депутат средне специальное образование.9 депутатов являются докторами наук, 29 депутатов – кандидаты наук.
Половой состав депутатов: 14 женщин, 85 мужчин.
Профессиональный состав депутатов: медики, работники культуры, просвещения, юристы, журналисты, ученые, предприниматели. Руководители и  работники различных отраслей промышленности, транспорта, связи, строительной сферы и даже временно не работающие.
20 депутатов избраны для работы в парламенте на постоянной основе, остальные совмещают депутатские обязанности с основной работой.
Образованы депутатские объединения: фракция КПРФ – 6 депутатов, « Татарстан – Новый век» – 15 депутатов. Образовано 7 профильных комитетов для ведения законопроектной работы и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета.
Органом Государственного Совета Республики Татарстан, обеспечивающим организацию его работы является Президиум, в который входят 13 депутатов.

7. Учитель: В истории государств известно немало примеров роли личностей. В становлении нашей республики проявили себя как «большие политики»  Президент РТ и Председатель Государственного Совета.

Выступление ученика с презентацией о политических лидерах: о Шаймиеве М.Ш., о Мухаметшине Ф. Х. (в ходе презентации учащиеся дополняют выступление)

8. Обобщение учителя:

Подводя итог, учитель обращается к эпиграфу и отмечает, что парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде, он является закономерным этапом в развитии государства и индикатором демократии в обществе

Рисунок 1.

img1.gif (7285 bytes)

Приложение 1

Приложение 2