Литературное чтение в 4-м классе по теме "Книги Древней Руси. Поучение Владимира Мономаха детям"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие о летописном жанре “наставление, поучение”,
  • продолжить знакомство с первыми “авторами” древних книг,
  • закрепить жанры литературы Древней Руси,
  • выполнить творческую работу в жанре поучений и наставлений.

Оборудование: учебники, тетради, заготовки для книжек-самоделок.

Ход урока

I. Организационный момент:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Очень многое узнать!
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку “5”!

II. Проверка домашнего задания:

1. На доске работа с таблицей. Задание: заполнить, постараться определить тему урока.

2. Чтение летописных произведений

– “О князе Владимире”

– Деятельность Ярослава.

Сравни жанры летописи житие и похвалу.

3. Проверка задананий в тетради.

Физкультминутка:

Отдых наш – физкультминутка
Занимай свои места
Шаг на месте – левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!

III. Работа с “Поучением Владимира Мономаха детям”.

1. Слушание текста (читает учитель)

2. Беседа :

– Чем интересен текст?
– Что запомнилось?
– О чем говорит заголовок?
–За какие деяния летописцы прославили князя?

3. Аналитическое чтение по образцам.

4. Словарная работа: дети продолжают составлять словарь древнерусских слов.

5. Обобщение:

– Какими людьми хотел видеть своих детей Владимир Мономах?
–Докажите, что Поучение – произведение назидательного, нравоучительного характера.

IV. Творческая работа: “Наставление для себя”.

V. Домашнее задание:

  1. Прочитать “Поучение Владимира Мономаха детям”.
  2. Закончить творческую работу.

VI. Рефлексия: За время нашего урока выросло дерево знаний.

Оцените свою работу на уроке:

– Если время урока прошло плодотворно – вы многое узнали, поняли, то прикрепите к дереву яблоко.
– Если не все было понятно, то цветок.
– Если многое было непонятно, неинтересно, то прикрепите листочек.

VII. Итог урока: Что же мы запишем в рамке таблицы, где стоял вопрос?

Чем отличается поучение от жития, похвалы?

Приложение. (Урок литературного чтения. Тема: Украинская народная сказка “Колосок”.)