"Милосердие облагораживает, украшает человека"

Разделы: Социальная педагогика


Цель: воспитание в детях человечности, милосердия, умения прий­ти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

II. Постановка учебной задачи.

I вариант

Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей стра­ны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные:
У одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками; чет­вертые... Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины?
Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобус­ной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двух­сот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб со цве­тами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три-четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, и собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тро­пинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и подолгу сидят, за­думчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобу­сы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка прове­дать своих родителей, бабушек, друзей... А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.
Она заикнулась было: "Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно..." – Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
– Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.
Ступив на крыльцо' дома, женщина как-то просветлела и, облег­ченно вздохнув, громко произнесла: "Слава Богу, наконец-то, дошли!" Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. На­зидательно сказав старушке: "Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор", – она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся  в пути волосы, как услышала радостный голос:
– Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но он куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщи­ной.
Их встретил седоватый, небольшогo роста, коренастый, приветли­вый мужчина около пятидесяти лет.
– Проходите, пожалуйста, садитесь, – сказал он, вставая со своего места, –я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно заверну­тый в газету и положила перед директором на стол:
– Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек и нe спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув нахо­дившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
– Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
– Как это кем? Дочерью, конечно.
– Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
– Да, – ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: – Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заве­рили, что "все в порядке".
– Конечно, конечно, "все в порядке", – полуиронически сказал ди­ректор, бросив взгляд на женщину, – только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:
– Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
– Да, да, – поддержала ее мать, – я сама напросилась. Захотела, чтобы дети жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.
Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила: 
– Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!..
– Сейчас мне все стало понятно, – сказал директор, тяжело вздох­нув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханум, можете спокойно ухо­дить, а вы, бабушка, немного подождите...
Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, ди­ректор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:
– Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, при­шли сюда?
– Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дро­жащим голосом.
– После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.

Вопросы для обсуждения в группах:

– Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старуха? Чем допекла ее собственная дочь?
– Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессер­дечности и так далее.
– Как можно назвать все это кратко?
– Бесжалостность, жестокость и т.д.
– Как вы думаете: кто сqставляет большинство из ныне живущих с нами рядом?      Больше добрых или жестоких людей?
– Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.
– Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уро­ке?
– О милосердности, доброжелательности в людях.

Самооценка.

III. Решение учебной эадачи.

1  задание (Обсуждается в грyппах.)

– Что же такое "милосердие"? Что предполагает "милосердность"?
– Милосердие: готовность помочь кому-нибудь или простить кого­-нибудь из сострадания, человеколюбия. Быть милосердным – прояв­ить милосердие, сострадание, помочь в чем-либо, проявление велико­душия к другому человеку.

2  зaдaние (Работа в грyппах выполняется.)

– Какие пословицы и поговорки со словом "милосердие" вы знае­те?
– У милосердного дела нет распорядка. Милосердие – всегда кста­ти. Добродушие всегда ко времени. (Татарск.) Доброе дело '– не забу­дется. Благо делающий, никогда не пропадет. Неспособный к благодея­нию – зла не совершай!.. Делая добро другим – себе помогаешь! (Ки­тай.) Красота – на один день, благодеяние – навек. (Чувашек.)
– Добрый человек, куда  это ты идешь?
– Помогать людям!
– Худой (злой) человек, куда ты идешь?
– Людям мешать... (Бурят.)
– Какие милосердные персонажи из прочитaнных  вами книг и фильмов вы можете назвать?

Oтвeты.

– Назовитe милосердных, благодетельных людей из вашего окру­жения – из числа родственников, друзей, знакомых?

Oтвeты.

– В чем и как выражаются их благородные, милосердные качества?
– В их отношениях к родителям, родственникам, знакомым; в от­ношении к природе, к животным и птицам и т.п.
– Как можно по-иному назвать немилосердность, неблагодетель­ность ?
– Беспечность, бестолковость, безжалостность, бессердечность...
– В чем это выражается?
– В неблаговидном поведении человека. Такие  люди стараются не замечать хорошее  в людях,  стремятся отвечать злом на добро и т.д.
– Как вы понимаете пословицу: "К старшим относись как к старшим, а к младшим – как к младшим."     .
– Если будешь придерживаться этой пословицы в своем поведении с людьми, то и к тебе будут относиться уважительно, благородно.

Самооценка.

3 задание. (Обсуждается в группах.)

– Если один человек сделал доброе дело другому, то последний желает ему: "Пусть Бог вам добрых детей пошлет!" Как вы это пони­маете?
– Ребенок для родителей – самое святое на свете. Родителям всегда хочется слышать о детях только хорошее. Если в трудное время, во время болезни, дети окажут родителям необходимую помощь – это и есть доброта, милосердность детей. Бесжалостный человек.– человек с кaмeнным сердцем, жестокий человек. Неправильно будет, если эта помощь будет сведена только к материальному. Для матери большое счастье – даже получить небольшyю открытку от живущих вдали де­тей.
– Древние говорили: "Будьте благоразумны, старайтесь не оби­жать других людей. Обида и проклятие одинаково падают на виновни­ков". Как вы это понимаете?
– Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также .чувство вызванное таким огорчением. Обидеть – причинить оби­ду кому-нибудь, причинить ущерб... Проклятие – крайнее и беспово­ротное осуждение с полным отказом от общения (Из Толкового слова­ря русского языка С.Ожегова.)

Я землю покидаю, проклиная,
Весь переполнен болями обид:
Напрасно в ласке
безграничной мама
Меня растила.
Я уже убит...
                      (М. Джалиль.  Пер. М.Сафина.)

Быть проклятым – быть подверженным проклинанию за что-то плохое, например, за жестокость, за бессердечность... Быть настигнутым какой-либо бедой, вследствии чьих-то пpоклятий.  "Проклятие собаки на волка не падет". (Пословица.)

4 задание. (Самостоятельная  работа.)

Составить план самовоспитания в себе качеств милосердности, благодетельности.

Пример ожидаемого плана:

1. Быть внимательным к людям.
2. Уметь видеть в людях, прежде всего, хорошие качества.
3.Составить список милосердных, благородных, благодетельных персонажей из прочитанных  вами произведений и устного народного творчества.
4. Внимательность и милосердность по отношению к природе, к флоре и фауне.

Самооценка.

IV. Рефлексия
Что мы проходили, что изучали на сегодняшнем уроке? Как мы это изучали? Какие выводы сделали вы для себя? Что полезного извлекли из урока?

V. Домашнее задание

Написать сочинение на тему: "У кого я научился милосердности, сострадательности, благодетельности".

2 вариант. (для 1-4 классов.)

II. Постановка учебной задачи

УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСГИ

Ворочается в постели, ворочается –
Не может заснуть Лейла.
Мать, заметив это, забеспокоилась:
"Заболела ты, доченька, что ли?"
"Нет", – сказала Лейла, притихнув,
Пряча глаза от нее,
Но с каждой минутой и часом
Все невыносимей становится.

"Ты знаешь, сегодня, в трамвае, –
сказала она, наконец, –­
С подружкой, двум старым бабулям
Мы не уступили мест...
Поверь, мама, больше такого
Я не допущу никогда!"
– Прекрасно, родная, что совесть
Тебе подсказала вину.
Но все ж, не беда, –
Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.

Вопросы для обсуждения в группах:

– Что такое "совесть"?
– Совесть. – чувство нравственной ответственности за свое поведе­ние перед окружающими людьми, обществом. Быть совестливым – быть честным, порядочным. Бессовестность– нечестность, непорядочность. Угрызение совести – беспокойное, мучительное состояние из-за чув­ства своей вины.
– Были ли у вас угрызения совести?

Отвeты.

– Сейчас рассмотрим содержание стихотворения. Отчего так му­чительно беспокоилась Лейла? Что не давало ей заснуть?
– Её мучила совесть зa то, что она не уступила место старым лю­дям в трамвае.
– Если бы она и ее подружка уступили свои места бабушкам, то что бы они совершили по отношению к старым людям?
– Благородство, милосердность.
– Значит, о чем же мы говорим на сегодняшнем уроке?
– О милосердии, о милосердности.

III. Решение учебной задачи

1 Задание. (Самостоятельная работа)

Запишите в своих тетрадях о случаях, подобных тому, который произошел с девочкой Лейлой.

Остальные задания – так же, как и  в 1 варианте урока.