"Наблюдая за чужим характером, исправляй свой"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитание хорошего характера, положительных привычек.

Оборудование: карточки (20 шт.), памятки (20 шт.).

Задания

Оценки

За домашнее задание За постановку учебной задачи 1-е задание 2-е задание 3-е задание

«5»

         

«4»

         

«3»

         

 

Памятка

Чтобы воспитать в себе положительные привычки, хороший характер:

1. Нужно много читать, много знать. Уметь верно анализировать прочитанное. Спрашивать о непонятном.
2. Постоянно прислушиваться к советам старших, в особенности, к советам родителей и своевременно выполнять их.
3. Точно выполнять школьные правила, слушаться учителей.
4. Активно участвовать в работе органов школьного самоуправления.
5. Составить режим дня и строго его придерживаться.
6. Непрерывно продолжать занятия по самовоспитанию.
7. Научится смотреть на себя критически, стараться исправлять свои вредные привычки.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Самооценка.

II. Постановка учебной задачи

После окончания уроков в школе, директор вызвал к себе в кабинет классного руководителя 3”Б” класса Санию Маратовну и сказал следующее:
– Завтра в ваш класс придёт новый ученик. Из трудной семьи. Его отец уволен с работы за пьянство. Дома почти не бывает, воспитанием сына не занимается. А если и бывает дома, то поднимает скандал. Мать больна. В общем, мальчик предоставлен сам себе и нуждается в пристальном внимании с нашей стороны. Со старшими ведет себя грубовато. Одевается неопрятно, не следит за собой. Вспыльчив по мелочам.
Семья мальчика до этого проживала в одной комнате типового общежития и только на днях получила квартиру в нашем микрорайоне. Обо всем этом мне поведал директор соседней школы. Вот всё, что я хотел вам сказать.
После чего директор школы поделился своими размышлениями по этому поводу с классным руководителем.

(Учащимся раздаются карточки для самооценки).

Вопросы для обсуждения в группах:

– Как вы думаете: с чего надо начать работу с новым учеником?
– С обстоятельной индивидуальной беседы с мальчиком.
– Чего не достает мальчику для успешной учебы?
– Положительных привычек: скромности, дисциплинированности, умения ценить время, вежливости, доброты, усердия.
– Значит, о чём же мы будем сегодня говорить на уроке?
– О положительных привычках, о воспитании характера. Эпиграф нашего урока – “Наблюдая за чужим характером. исправляй свой”.

Самооценка.

III. Решение учебной задачи

1 задание. (Обсуждается в группах).

– Как вы понимаете слово «воспитание»?
Ответы.
– А теперь, давайте прочитаем значение слова «воспитание» по «Толковому словарю русского языка» (читает ученик).
– Бывает воспитание человека, животных, рыб и т.д. А сегодня о каком воспитании говорим?
– О воспитании человека, о воспитании в нём характера, положительных привычек.
– Что такое «характер»? Что такое «привычка»?

Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого–нибудь в жизни обычными, постоянными.

– В нашем народе есть такая привычка: если увидишь незнакомого человека, то приветствуй и поздоровайся с ним первым.
– Какие пословицы и поговорки, связанные с хорошими привычками, вы знаете?
– Красота уйдёт, характер останется (башкирская). Привычка – вторая натура. Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Жизнь не в богатстве, а в характере. Благовоспитанность – спасение от худа, привычка – путь к спасению. Дурная привычка бывает заразной. Хорошая привычка – надежное крыло. (Якут.) Коня испытывает дорога, а характер человека – время. (Япон.)
– Какие привычки особенно нравятся вам в людях, с которыми вы общаетесь?
Ответы.
– Что вам нравится в ваших учителях?
– Их справедливость. Терпение. Настойчивость. Выносливость.
– Что вам нравится в ваших родителях?
– Способность прощать. Долготерпение. Благородство.
– А в вас самих?
Ответы.

Самооценка.

2 задание. (Обсудите в группах, составьте план.)

– Что надо сделать для того, чтобы воспитать в себе положительные привычки, хороший характер?

Пример ожидаемого плана:

1. Нужно много читать, много знать. Уметь верно анализировать прочитанное. Спрашивать о непонятном.
2. Постоянно прислушиваться к советам старших, в особенности, к советам родителей и своевременно выполнять их.
3. Точно выполнять школьные правила, слушаться учителей.
4. Активно участвовать в работе органов школьного самоуправления.
5. Составить режим дня и строго его придерживаться.
6. Непрерывно продолжать занятия по самовоспитанию.
7. Научится смотреть на себя критически, стараться исправлять свои вредные привычки.

Самооценка.

3 задание. (Обсуждается в группах.)

– Откуда в людях появляются вредные привычки? И каковы пути их исправления?

Самооценка.

IV. Рефлексия

– О чем шел разговор на сегодняшнем занятии? Почему человек стремится воспитать в себе благородный, хороший характер? Чем полезен для вас этот урок?

V. Домашнее задание

У англичан есть такая поговорка: «Потерял деньги – ничего не потерял, потерял здоровье – многое потерял, потерял хорошие привычки – все потерял».
Последнее подтвердите на конкретных примерах. Обсудите в кругу семьи. Прислушайтесь к аргументам старших.

Карта деятельности на уроке

Время, мин.

Содержание и действия учителя

Действия ученика и предполагаемый результат

2 мин.

I. Эмоциональное начало

7-10 мин.

II. Проверка творческой домашней работы

  – Заслушиваются самые интересные творческие работы. (Качество выполнения домашнего задания проверяется до урока руководителями групп).
– От каждой группы по 1 ученику (их назначают руководители групп) демонстрируют творческие работы.
– Самооценка (на приготовленных карточках).
3-5 мин.

III. Постановка учебной задачи

  – Зачитывается проблемный рассказ, связанный с темой урока, чтобы подвести к цели урока.
– После прочтения ставится несколько вопросов
– Обсуждение в группах.
– В своих ответах учащиеся уточняют, чем будут заниматься на уроке, за правильное определение темы урока ставят себе оценку (на приготовленных карточках)
25-30 мин.

IV. Решение учебной задачи

  – Учитель расчленяет учебную задачу на составляющие части, простейшие учебные задания (упражнения). Происходит поэтапное всестороннее раскрытие внутренней структуры изучаемого понятия.
– Каждое задание выделяется как самостоятельный шаг.
– Учащиеся в процессе собственной предметно-преобразующей, умственно-практической деятельности постепенно пошагово усваивают все свойства, признаки, отношения объекта.

– Выполнение каждого шага сопровождается групповым обсуждением, хоровым и индивидуальным проговариванием, затем доводится до умственных действий, где дети начинают оперировать внутренними образами знаний и способов действий.
– Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе.

5 мин.

V. Рефлексия

  – Оценки ставятся в журнал и дневники учащихся. – Урок завершается общей самооценкой.
– Итоговая рефлексия и самооценка выводится с учётом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения или решения учебной задачи, расчленённой на простые задания.
1-2 мин.

VI. Подача домашнего задания

  – Домашнее задание даётся на двух уровнях:
1. Обязательное.
2. Творческое задание. Выполнение добровольное.