Археологическая экспедиция "Биологический вид – Homo Sapiens. Кто он?"

Разделы: Биология


Цели: (Приложение 1. Слайд 2)

  • Образовательная: формирование представлений о современном человеке с эволюционной позиции.
  • Развивающая: обеспечить условия творческого развития личности, навыков самостоятельного анализа источников информации, представлений человека за состояние окружающей среды.
  • Воспитательная: развитие патриотических качеств учащихся, человеколюбия.

Задачи:

  • Познакомиться с основными этапами эволюции человека.
  • Развить умение анализировать и обобщать.
  • Иметь представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека.

Методы: организация работы  микро группе, самостоятельная работа с источником информации и анализ новой информации, метод информационных технологий (Приложение 1)

Методические приемы: личностно-ориентированное, проблемное и развивающее обучение.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рабочая карта урока (Приложение 2).

Тип урока: Комбинированный (структурно-сложный)

Форма урока: учебная экспедиция.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Игра «Путаница»

Случайно случилось так, что неопытный систематик сделал путаницу (Приложение 1. Слайд 3). Ребята давайте разберемся в ошибках?

Тип хордовые – соответствует
П.тип позвоночные – гоминиды
Кл. млекопитающие – Над/сем-во Человекообразные
Над/сем-во Человекообразные – Кл. млекопитающие
Сем-во гоминиды – Вид
Род Люди – соответствует
Вид Ч. Разумный – П. позвоночные

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово. Существует 3 точки зрения на происхождение жизни: (Приложение 1. Слайд 4)

а) Космическая. Отрицается т.к. если бы жизнь была занесена из космоса, то как НЛО берет ориентир на Землю. Ориентировкой являются маяки, пирамиды. У них значит был компьютер.
б) Божественная. (библия)
в) Естественное происхождение видов путем эволюции (Ч. Дарвин).

Почему сейчас из человекообразных обезьян не возникают люди? (Приложение 1. Слайд 5)

Доказательства:

Сравнительно-анатомические (Приложение 1. Слайды 6, 7, 8, 9)

Заполните таблицу № 1 (вместе заполняем в рабочей карте урокаПриложение 2)

Сравнительно-анатомические сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Таблица №1

Признаки Человекообразные обезьяны Человек
Группа крови 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4
Степень развития мозга 700 2000
Передние конечности Большой палец противопоставлен Большой палец противопоставлен
Болезни Грипп, Спид и т.д.
Эмоции Страх, жалость, гнев, радость

Отличие: у обезьян нет моторного центра речи и ассоциативного (абстрактного).

Учителем задается проблемный вопрос:  Возможен ли сейчас процесс эволюции человека?   Нет

Вывод: В настоящее время не возможен процесс эволюции из обезьян в человека т.к. нет таких условий на земле; ни одна из обезьян не имеет широкого таза; прямохождения; наземного образа жизни; большого объема мозга.

2. Работа в микро-группах (6 групп)

Проследим историческое развитие вида Homo sapiens. Заполните табл. № 3, пользуясь учебником и табл. № 2  «Основные стадии антропогенеза.» (см. Приложение 2  – рабочую  карту урока, Приложение 1. Слайд 16 и муляжи).
Отчет детей о работе (Приложение 1. Слайды 10-15). (Каждой группе доделать дома, тот период антропогенеза, который не был сделан на уроке).
Итак, мы с вами проанализировали хронологически этапы антропогенеза, давайте попробуем установить действующие факторы.

3. Факторы эволюции

Эволюция человека происходила под действием биологических и социальных факторов. (Приложение 1. Слайд 17). Биологические факторы преимущественно действовали на первых этапах антропогенеза, социальные факторы оказывают существенное влияние в настоящее время. Биологические факторы были открыты Ч. Дарвиным – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В равной степени принимали участие и ненаправленные факторы: волны жизни, изоляция и мутации.
Роль социальных факторов в формировании человека показал Ф. Энгельс. В основе лежат трудовые операции, общественный труд; речь и язык; мышление и сознание, воспитание. Взаимодействие этих групп факторов оказало влияние на формирование руки и мозга человека. Ускорило эволюцию человека возникновение нечленораздельной речи у
питекантропов. В процессе выполнения общественного труда естественный отбор оставлял особей, у которых в лобных долях развивается центр Брока, а в височных - центр Вернике. Эти области управляют пониманием звуковых сигналов.
Действие факторов антропогенеза можно представить в виде графика.
Нарисуйте график действующих факторов на эволюцию человека в рабочей карте урока.

(Приложение 1. Слайд 18).

В настоящее время из биологических факторов имеют значение только мутации.

4. Расы (Приложение 1. Слайд 19).

Самые крупные три: негроидная, монголоидная и европиоидная. (индийцы, австралийцы)
Каждая из рас возникает как результат приспособлений к факторам среды.
Выдающийся интерес представляют палеоантропологические находки в с. Костенки Воронежской области, признанные во всем мире.
Внимание антропологов привлекло необычное сочетание расовых особенностей на черепах. При чрезвычайно сильном выступлении носа из плоскости лица (резко выраженная особенность европиоидной расы) у него очень сильно выдается вперед лицевой отдел (монголоид. раса). Длина черепа значительно больше ширины (принадлежность к негроидной расе). Так кто же населял в древности Воронежскую область?

Мы все живем на единой планете Земля, живем внутри природного сообщества и явл-ся частью его.  Общий уровень развития одинаков у всех современных людей, поэтому мы можем, бесспорно сказать, что все люди братья и сестры, в далеком поколении. И мы как вершина процесса эволюции должны заботиться о окружающей среде.
Необходимо заботиться друг о друге, помогать и помнить, что жизнь не так длинна как кажется, а мы ее сами укорачиваем (курение, алкоголь, наркотики)

III. Закрепление

Составьте схему эволюции современного человека. (Приложение 2, Приложение 1. Слайд 20).

Вывод: Эволюция человека это длительный исторический процесс происходящий под действие факторов, где человек разумный занял определенное систематическое положение. (Приложение 2, Приложение 1. Слайд 21).

IV. Домашнее задание:  (Приложение 1. Слайд 22).

  • Уровень 1. Читать 4.3 стр. 135-138.
  • Уровень 2.Составить цепочку: Прямохождение Разделение функций конечностей  Рука орган и продукт труда Общественный характер труда Появление второй сигнальной системы  Способность абстрактного мышления  Накопление знаний и опыта Научно-технический прогресс  Компьютерные технологии.
  • Уровень 3. Построить логико-структурную схему «Человеческие расы».
  • Уровень 4. Существование на Земле людей разных рас стало причиной создания антинаучных расовых теорий, например теории расизма. В чем сущность этой теории? Используйте знания генетики, цитологии, теории эволюции для опровержения теории расизма.
  • Уровень 5. Создать проект  в форме презентации «PowerPoint» по темам:

А) «Гипотеза происхождения человека как продукта инопланетянной цивилизации»;
Б) «Происхождение человека в мифах Древней Греции»;
В) «Религиозное представление происхождения человека».

V. Оценки

Спасибо за урок.

19.06.2010