Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе школы как фактор сохранения здоровья учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Достойное образование, ради которого родители приводят своих детей в школу, требует каждодневного высокого физического и психического напряжения учащихся. Вот почему создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы. Именно поэтому здоровье учащихся- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. А не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативным и правовым документам. Существует долгосрочный план (до 2010 г.) по реализации стратегии содействия здоровью школьников. Для осуществления данной стратегии применяются технологии сохранения здоровья и технология обучения здоровью.

Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе.

Применяя в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии мы предполагаем систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Деятельность МОУ СОШ№27 по сохранению и укреплению здоровья обучающихся осуществлялась по следующим направлениям:

1. Психолого-валеологическое сопровождение учащихся.

2. Внедрение технологии обучения, направленной на сохранение здоровья учащихся.

3. Организация лечебно-профилактической работы.

4. Формирование системы воспитательной деятельности по культуре здоровья:

  • общешкольные мероприятия “День большой профилактики”, “Дни Здоровья”,
  • ежемесячные классные часы “Культура здоровья”, “Нет! наркотикам”, “Мы выбираем здоровье”;
  • тематические встречи, которые проводят узкие специалисты.

Педагогический коллектив школы в 2009-2010 учебном году продолжает реализовывать основные положения программы “Здоровье”, рассчитанной до 2012 года, используя имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы, сотрудничая с заинтересованными социальными партнерами, инициативными родителями и Попечительским советом. Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся проводилась по трем направлениям деятельности: педагогическое, медицинское и социально-психологическое. Каждое из направлений предполагало работу с педагогическими кадрами, учащимися и их родителями.

Таким образом, можно проанализировать работу школы по программе “Здоровье” по трем основным блокам: учебная и информационно-просветительская работа, спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, медицинское сопровождение программы и мониторинг состояния здоровья.

Учебная и информационно-просветительская работа

Соблюдается гигиенический режим учебных помещений.

Методические объединения школы используют здоровьесберегающие технологии: физкультминутки на уроке, утренняя зарядка (учителя начальной школы), интерактивные методы обучения, смена деятельности каждые 10-15 минут (учителя средней и старшей школы).

Организуется индивидуальная работа с одаренными детьми, работа в малых группах, созданы группы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

Скорректированы темы учебных занятий по ОБЖ, в курс введены основы знаний по здоровому образу жизни, рациональному питанию, режиму дня.

Информационно-просветительская работа тесно переплетается с учебной деятельностью и ведется по направлениям

- с педагогическими кадрами - организация обучающих семинаров, практических занятий, тренингов;

- с учащимися - групповые и индивидуальные беседы, практические занятия по основам жизнедеятельности, классные часы, праздники, консультации, КТД.

В рамках направления деятельности классного руководителя “Культура здоровья” проведены классные часы, посвященные здоровьесбережению и правильному питанию. Составлены образцы правильного и вредного меню школьника. В начальной школе проведён конкурс рисунков “Здоровое питание”.

Все формы работы, организованные в школе, отвечают главному требованию программы – пропагандировать здоровый образ жизни, учить навыкам сохранения и укрепления здоровья, обеспечить занятость учащихся во внеучебное время.

- с родителями - обучение ЗОЖ через общешкольные и классные родительские собрания, совместные мероприятия родителей, учащихся и педагогов школы.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности здоровьесберегающей школы является организация питания.

На основе всестороннего анализа проблем организации питания школьников были выделены некоторые факторы успешности работы в данном направлении.

Главным фактором, на наш взгляд, является четкая организация учебно-воспитательного процесса, представленная следующими составляющими.

  • Построение расписания. Расписание обязательно составляется в соответствии с санитарными нормами.
  • Длительность перемен. Учебный процесс школы осуществляется следующим образом:
  • начало занятий в 8.30;
  • две перемены по 15 минут;
  • одна перемена – 20 минут.

Это даёт возможность учащимся получать своевременное полноценное горячее питание поэтапно и без спешки.

  • Мониторинг здоровья, проводимый в системе, является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса.
  • Система воспитательных мероприятий является ещё одним слагающим нашего успеха.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
·- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
-в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.

Поэтому созданная в школе система воспитательных мероприятий включает в себя:

  • Тематические классные часы по направлению “Культура здоровья”;
  • Дни здоровья “Время есть”, “Здоров будешь - все добудешь” и др.;
  • Акция “День здоровой пищи”;
  • Уроки здоровья в рамках программы “Мой выбор”;
  • Клуб ученического самоуправления “Наш мир внутри нас”: реализация программы Nestle “Разговор о правильном питании”;
  • Экологическая секция в Школе юных исследователей.

Результатом продуманной системы воспитательных мероприятий можно считать интерес наших ребят к проблеме здорового питания. В качестве примера хочу привести исследовательскую работу учащейся 4 класса Варданян Арины, на тему “Как сохранить здоровье школьника?”, большое внимание в которой было уделено организации правильного питания школьников. И работу старшеклассника Кечкина Александра, посвящённую проблеме витаминов.

Следующим фактором успешности является работа школьной столовой, напрямую связанную со здоровьесберегающими технологиями. На наш взгляд на 1 месте здесь стоит материально-техническое оснащение столовой. Очень радует, что в этом году наша столовая реконструируется. Но хорошая организация питания – это не только мебель и стены, это, прежде всего люди. Поэтому соблюдение санитарно-гигиенических условий и благоприятный психологический климат – это тоже слагаемые успеха.

Третьим фактором нашей успешности считаем продуманную и системную рекламно-агитационную кампанию, включающую:

  • родительский лекторий;
  • коллективные творческие дела;
  • конкурсы.

В рамках реализации проекта “Формула здоровья” уделяется большое внимание рекламно-агитационной кампании.

Мы считаем, что для того чтобы школьные мероприятия, направленные на реализацию проекта имели успех, начинать надо с родителей. Именно поэтому нами создана программа родительского лектория:

  • Тематические общешкольные родительские собрания;
  • Анкетирование родителей;
  • День открытых дверей;
  • Обновление интернет сайта школы по вопросам качества питания детей “Большая перемена”.

В нашей школе большое внимание уделяется формированию активной и осознанной жизненной позиции учащихся. Этому способствуют такие коллективные творческие дела, как:

  • Проектная деятельность “Хочешь быть здоровым – будь им”;
  • Рейды в столовую лидеров школьного самоуправления “Приятного аппетита”;
  • Конкурс знатоков здоровой пищи “Время есть”.

Заинтересовать детей данной проблемой нам помогают различные конкурсы.

Например, когда мы провели конкурс газет по здоровому питанию, неожиданно возникла необходимость проведения ещё одного конкурса: конкурса лозунгов о школьном питании, а этот конкурс в свою очередь определил следующий этап работы – конкурс логотипов.

Логотип школьного проекта “Формула здоровья” стал итогом нашей совместной работы.

Анализ проделанной работы и созданная система организации питания в школе ставит перед нами следующие задачи:

- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

Продолжая реализацию мероприятий I-го этапа проекта, мы определили для себя ближайшую перспективу. На II-ом этапе будет реализовываться подпроект “Здоровое питание”, включающий в себя:

  • улучшение ассортимента блюд в школьной столовой;
  • обеспечение витаминизации и йодирования питания учащихся;
  • разработка специального меню для хронически больных и ослабленных детей, дифференцированное питание при наиболее распространённых видах заболеваний;
  • увеличение количества детей, получающих горячее питание в школьной столовой.

За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору