Женские головные уборы народов Сибири

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Формирование и развитие основ народной культуры родного края.

Задачи:

  • ознакомить с традиционной культурой родного края, с историей традиционного женского головного убора;
  • развивать образное и конструктивное мышление, творческую активность, художественный вкус;
  • совершенствовать навыки конструирования из бумаги женского головного убора и украшение его декоративными деталями;
  • воспитывать интерес к истории родного края.

Актуальность: Сибирь всегда отличалась от многих регионов России особой национальной культурой Возрастает интерес к историческим корням, к возрождению народных традиций, обрядов, обычаев. В последние годы в связи с глобальными политическими и экономическими изменениями в нашей стране актуальным является задача сохранения и развития культуры, национальных традиций.

Материал для учителя: кроссворд, презентация «Женский головной убор», картины с изображением женщин в головном уборе.

Материал для учащихся: картон, цв. бумага, клей, ножницы, фольга, ткань, тесьма, кружева, бисер.

План урока

  1. Беседа по теме урока.
  2. Запись в тетради названий женских головных уборов.
  3. Постановка творческой задачи.
  4. Практическая работа.
  5. Итоги урока. Выставка работ.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Красива и своеобразна была русская одежда.

Сегодня мы поговорим с вами о элементе женского костюма – женском головном уборе народов Сибири, неотъемлемой части женской одежды.

Женский костюм – это целый мир; в нём, как в природе, всё взаимосвязано.

В старину в Сибири всю одежду женщины испокон веков делали сами. Они вкладывали в эту работу настоящий талант художника.

Почти все операции по изготовлению одежды производились в доме: обработка льна, тканьё, плетение, вышивание. Девочки в 10-12 лет начинали готовить себе приданое. Они должны были уметь ткать, шить одежду, вышивать.

На яркую и богато украшенную одежду сибирских женщин обращали внимание и восхищались ею путешественники- исследователи. Большинство исследователей, отмечали необычную для Сибири пышность и нарядность женской одежды, особенно головной убор.

– Что сейчас носят женщины на голове? (Шапки, платки, шляпы, береты…)

– Какой из головных уборов пришёл к нам из древности? (Платок)

Платок (от слова «плат» – кусок ткани) был самым желанным подарком. По древнему русскому обычаю женская голова всегда должна была быть покрытой. У женщины было много платков: в одном она ходила в церковь, в другом на покос, в третьем – по дому, был и для приёма гостей, праздничный. Праздничные головные уборы передавались из поколения в поколение и были частью приданого.

Кроме платков в Сибири носили кокошники.

Кокошник – от слова «кокош». Кокошью звали курицу (по их возгласам: «ко-ко-ко»). Кокошник состоял из двух частей – сам убор в виде оны и позатыльник в виде шапочки, к которой крепится прямоугольная сетка, чтобы закрыть и голову, и шею. Сам кокошник расшивался золотом и бисером, в виде сложного орнамента.

Распространёнными головными уборами были: повойник, чехлик, капорик, шашмура и др.

Шашмура – головной убор в виде мягкой шапочки, была двух видов: с круглым дном и опушкой и в виде косынки с хвостом и завязками.

Но был и головной убор для девушек, который назывался красота.

Красота – девичья головная повязка. Символ свободы и независимости. Единственный головной убор, из-под которого видны волосы. Замужняя женщина прятала волосы под головной убор.

Часто головные уборы расшивались жемчугом как живым символом жизни.

II. Запись в тетради учащимися названий головных уборов.

III. Учащимся предлагается создать эскиз головного убора.

IV. Практическая работа.

Учащиеся из подготовленного материал составляют выбранный ими головной убор, используя аппликацию, вышивку и другие виды украшения.

V. Итог урока. 

Учащимся предлагается разгадать кроссворд.

  1. Головной убор, название которого произошло от курицы. (Кокошник)
  2. Девичий головной убор, символ воли. (Красота)
  3. Самый желанный подарок для женщины в старину. (Платок)
  4. Головной убор в виде мягкой шапочки. (Шашмура)

Проводится просмотр и выставка готовых работ и обсуждение.

– Какие головные уборы вы узнали?

– Почему у женщин было много головных уборов?