Конспект урока и презентация к уроку литературы в 6-м классе "Зорко одно лишь сердце" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • анализ художественного текста, формирование универсальных способов мыследеятельности;
  • воспитание чувства ответственности за другого человека;
  • эмоциональное воздействие на души учащихся.

 

Эпиграф:

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Лис

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащегося
1 Слайд 1
Тема «Зорко одно лишь сердце»
 
2 Слайд 2
Эпиграф
Зорко одно лишь сердце
Самого главного глазами не увидишь.
Лис
 
3 Слайд 3
Цель урока.
Определить значение крылатых выражений «Зорко одно лишь сердце», «Самого главного глазами не увидишь», «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
 
4 Чтение диалога рассказчика и маленького принца гл. 2 с. 286 (Нарисуй мне барашка…)  
5 Слайд 4
Пустыня.
Слайд 5
Маленький принц. Гиперссылка
 
6 Вопросы:  
  – Кто этот «маленький забавный человечек с вьющимися золотыми волосами»? Маленький принц с загадочной планеты
  Слайд 6
Планета Маленького принца
 
  – Вследствие чего Маленький принц оказался на планете Земля? Однажды на его планете проросло зернышко, занесенное неведомо откуда, которое впоследствии оказалось прекрасной розой. Он обиделся на розу и покинул ее.
  Слайды 7-8 Гл. 8 с. 294-296
  – Как доказать, что Роза была прекрасной? Она была так прекрасна, что дух захватывало
Маленький принц не смог сдержать восторга:
– Как вы прекрасны!
Красавица
Предчувствовал, что увидит чудо
Чудесный цветок
  Слайды 9-10
Роза
 
  – Почему Маленький принц почувствовал себя несчастным рядом с такой красотой?Кстати, кто видит противоречие всложившейся ситуации? Противоречие: несмотря на то, что роза прекрасна, он чувствует себя несчастным
Это была ужасная кокетка
Гордая, с чувством собственного превосходства.
Она не хотела явиться в свет точно какой-нибудь мак.
Не страдала избытком скромности
(«Заметьте, я родилась вместе с солнцем»)
Была горда и обидчива.
(– Я не трава, – обиженно заметил цветок).
– Капризна.
  – Каким образом Маленький принц разрешил это противоречие? Он покинул планету.
  Слайд 11
– Почему винит себя, а не Розу в том, что оказался неведомо где, вдали от нее?
Потому что он не смог рассмотреть в этом капризном цветке любовь к нему, тихую нежность, великодушие
  Гиперссылка ВЕЛИКОДУШИЕ:
Исследуйте, каким образом появилось в русском языке такое прекрасное слово.
Определите лексическое значение слова. Подберите синонимы.
Работа со словарем.
  – Почему в современном толковом словаре нет слова ВЕЛИКОДУШИЕ, а в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля есть? К сожалению, уходят слова, уходят и люди, которым свойственны такие качества как великодушие. На смену им приходят равнодушные, малодушные люди.
  Как доказать, что Роза – великодушна. Несмотря на то, что Маленький принц покидает ее, она желает ему счастья: «Постарайся быть счастливым»
  – Как доказать, что Роза любила Маленького принца? Только любящий человек может быть великодушным, может понять и простить любимого.
  Слайд 12
Чтение диалога прощания Розы с принцем. Гл.9. с 298
 
  Слайд 13 Гиперссылка
Песня «Уходи, уходи».
На фоне музыки чтение стихотворения Сильвы Капутикян
 
  Да, я сказала «уходи»,
Но почему ты не остался?
Сказала я: «Прощай, не жди»,
Но как же ты со мной расстался?
Моим словам наперекор
Глаза мне застилали слезы…
Зачем доверился словам?
Зачем глазам не доверял?
Логическую цепочку
Каким образом связано с глазами
Сердце – душа – глаза (зеркало души) – контекстные синонимы.
  – Почему о человеке судят в большей степени по глазам, а не по словам?
Решите логическую задачку «Четвертый лишний»
Слова могут обмануть, а глаза – нет. Глаза – зеркало души.
Получается, что в контексте слова «Глаза» и «душа» обозначают одно и тоже, то есть являются... синонимами (контекстными)
  Слайд 14
Глаза, сердце, душа, слова.
– Почему СЕРДЦЕ не является четвертым лишним?
Слова
Сердце является тоже контекстным синонимом
  Слайд 15 Розы в саду.  
  – Почему когда Маленький принц увидел сад, в котором росло 5000 точно таких же цветов, он почувствовал себя несчастным и заплакал? Найдите противоречие в данной ситуации.
– Почему принц заплакал?
Несмотря на то, что он увидел розы, он заплакал «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза…»
  Слайд 17
– Прав или не прав Маленький принц?
Нет, потому что его роза не была обыкновенной, но он еще не знал об этом.
  И тут появился Лис ГЛ. 21 .
  Лис и его секреты. гл. 21 с. 217  
  Чтение диалога «Поиграй со мной…;  
  Гиперссылка А как это приручить?  
  Слайд 18
Быть прирученным – это хорошо или плохо?
Если любишь цветок… – этого довольно.
Смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым.
  Чтение диалога с. 220  
  Найти противоречие Несмотря на то, что мне плохо, мне хорошо.
  Почему Маленький принц вновь почувствовал себя несчастным? Он тосковал по розе, он переживал за нее: вдруг она погибнет. Понял, что он в ответе за свою розу.
  Слайд 19
Тесты. Кроссворд. Музыка. Вопросы-суждения
Контроль: ответы на тестовые задания, решение кроссворда, ответы на вопросы – суждения.
  Рефлексия
Что интересного, нового, полезного узнали? Что понравилось и не понравилось? Каким образом оцениваете свою работу на уроке?
 
  Подведение итогов Дом. задание: составить кроссворды, чайнворды, рисунки, вопросы-суждения к сказке по выбору учащихся.

Приложение.