Сценарий урока информатики в 8-м классе по теме "Линейный алгоритм" с применением интерактивной доски

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Повторить и закрепить материал по теме линейный алгоритм;
  • Изучить операторы установки графического режима, построения точки и отрезка для создания графических изображений в среде программирования QBasic;
  • Получить умения и навыки работы в среде программирования QBasic;

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
  • развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
  • воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.

Место урока в учебном плане.

Данный урок является одним (вторым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма.

Дидактические основания урока:

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: комбинированный

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером

План урока

  1. Организационный момент. Домашнее задание. – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания и тест на повторение) –10 мин.
  3. Изучение нового материала – 15 мин.
  4. Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) –15 мин.
  5. Подведение итогов урока.– 2 мин.
  6. Рефлексия.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска,
  2. проектор,
  3. карточки для учеников с заданиями,
  4. файл с тестом на каждый компьютер – рабочее место.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Тема нашего урока «Линейный алгоритм». Сегодня мы начинаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений. Откройте дневники и запишите домашнее задание:§12.4[1], учить операторы по тетради.

Для работы используется файл электронной версии урока, написанный в программном обеспечении доски Hitachi.(Приложение 4.yar) Фотографические изображения некоторых слайдов интерактивной доски, показывающих хода урока, представлены в сценарии.

1.JPG

Демонстрируется слайд 1 – на нем записана тема урока.

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Ребята, давайте проверим домашнее задание.

2.JPG

Для ответов учащихся демонстрируются слайды 2,3,4 – на них записаны задания из домашней работы. На перемене ученику предлагается заполнить слайды на доске для проверки с классом.

Тест. (Приложение 1)

Займите места за компьютерами и в течение 2 – 3 минут ответьте на тест, который лежит на рабочем столе. По окончании работы оценку за тест сообщите учителю.

3. Изучение нового материала

Запишите в рабочих тетрадях «СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ»:

1. Установка режима

Для установки режима рисования используется следующий оператор:

SCREEN 12

имя     № режима (от 0 до 13)

оператора

12 - означает, что размеры экрана равны 640*480 точек, и можно использовать 16 цветов.

Этот оператор выполняет дополнительно и очистку экрана, т.е. команду CLS писать необязательно.

Демонстрируется слайд5 с новым оператором.

Единица измерения на экране монитора - точка. Каждый цвет имеет свой номер (см. таблицу "Кодирование цветов" Приложение 2).

2. Точка

Для вывода точки на экран монитора используется следующий оператор:

PSET (X1,Y1), C

PSET - имя оператора, X1 и Y1 - координаты точки, С - цвет точки.

3. Линия

Для вывода линии на экран монитора используется следующий оператор:

LINE (X1,Y1) - (X2,Y2), C

LINE - имя оператора, X1 и Y1 - координаты начала линии,

X2 и Y2 - координаты конца линии, С - цвет линии.

Хочу также обратить ваше внимание, ребята, на некоторое несоответствие в понятиях. В программировании, понятие линия предполагает, что у нее есть начало и конец. Такое представление соответствует в геометрии понятию отрезок.

4. Команда для закрашивания замкнутого контура

PAINT (X,Y),C,СГ

Х и У – координаты точки внутри контура

С – цвет закраски

СГ – цвет границы

После того как определения записаны, на слайдах 6,7,8 появляются рисунки и новые операторы с пропусками. Дети на доске заполняют пропуски.

Закройте тетради. Давайте еще раз вспомним алгоритм построения рисунка.

4. Применение полученных знаний

Учитель: Сейчас вы пересядете за компьютеры и приступите к практической работе.

 

Демонстрируется слайд 9, на котором изображены задания. Карточки (см. Приложение 3) для работы лежат на системных блоках.

Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.

5. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке повторили определение линейного алгоритма, познакомились с новыми операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.

Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). Урок окончен. Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку.

Источники:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
  2. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ–Петербург, 2004. – 448 с.:ил.
  3. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный учебник «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы http://nearbird.org/saltanova
  2. ADTester - свободно распространяемая бесплатная программа (freeware). http://www.adtester.org/tester/
  3. Hot Potatoes 6 - свободно распространяемая бесплатная программа (freeware). http://hotpot.uvic.ca/