Урок в 8-м классе по истории России "Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. охарактеризовать деятельность А. А. Аракчеева в период правления Александра I;
  2. развивать навыки анализа исторических документов, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы;
  3. развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Эпиграф:

“В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами – никогда не рассуждал по службе и исполнял приказания буквально, посвящая все время и силы мои службе царской”.
А. А. Аракчеев

Урок – практическое занятие с элементами лабораторной работы.

Метод: поисково-исследовательский.

Новые понятия: “аракчеевщина”, военные поселения.

Средства обучения: таблица “Жизнь военных поселений”, портреты Александра I, А. А. Аракчеева.

Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе.

План семинара.

  1. А. А. Аракчеев: особенности характера и взаимоотношения с царем.
  2. Проект А. А. Аракчеева об отмене крепостного права.
  3. Военные поселения – второе детище А. А. Аракчеева.
  4. Отношение общества к А. А. Аракчееву и проводимому им курсу.
  5. Отставка А. А. Аракчеева.
  6. Последние годы А. А. Аракчеева.

Литература для учителя:

  1. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.
  2. П. А. Баранов. О. Н. Журавлева История России XIX века. Контрольные и проверочные работы. М., 2002.
  3. О. Н. Журавлева . Тесты по истории России XIX века. М., 2005.
  4. Е. В. Колганова, Н. В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России. XIX век. М., 2007.
  5. А. Г. Важенин История России. XIX век. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. М., 2001.

Литература для учащихся:

  1. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России XIX века: 8 кл. М., 2000.
  2. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина Рабочая тетрадь к учебнику “История России”. XIX век. 8 класс. М., “Просвещение”, 2001.
  3. Имена из отечественной истории. Книга 1. Составитель А. П. Прохоров. М., “Школа-Пресс”, 1992.
  4. История Отечества: Справочник школьника. М., 1996.
  5. История России в портретах: В 2 т. Смоленск, Брянск, 1996.
  6. Российские самодержцы. 1801-1917. М., 1993.
I. Вступительное слово учителя.

В последние десять лет царствования Александра I вместо государя, впавшего в мистицизм и не склонного к тяжелому повседневному труду, Россией правил суровый артиллерийский генерал Аракчеев. Его ненавидела вся Россия – и за крайний консерватизм, и за то, что незнатный любимец императора, сосредоточивший в своих руках огромную власть, третировал сановных аристократов. Однако современные историки приходят к выводу, что Аракчеев был блестящим военным организатором и талантливым реформатором.

Наша с вами задача на уроке выяснить, кем же был А. А. Аракчеев: всесильным властителем или покорным исполнителем?

Вопросы и задания учащимся:

  1. Что означает понятие “аракчеевщина”? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве?
  2. На основе текста источников выделите черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношения с Александром I?

Документ 1.

“Внутренними делами в России заведовал в то время Аракчеев, и заведовал самовластно, так что без него и мимо него ничего сделаться не могло…Бездушие, презрение к человечеству, часто жестокость, суровость всегда, отсутствие всякого лоска образованности, непреодолимая наклонность к тиранству и грубость в обхождении, достигавшая таких размеров, что когда по случайному стечению обстоятельств ему приходилось кому-нибудь сделать добро или оказать услугу, то весьма часто облекал он свой поступок благодеяния в такие формы, что охлаждал чувство благодарности”.
П. Долгоруков

Документ 2.

“…Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…”
А. С. Пушкин.

Документ 3.

“Надменный временщик, и подлый, и коварный…”
К. Ф. Рылеев

Документ 4.

“Государь – мой друг, и жаловаться на меня можно только Богу”.
А. А. Аракчеев

Документ 5.

“Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям”.
В. О. Ключевский

Документ 6.

“Аракчеев никогда не решался учить Александра… Он был старше Александра на восемь лет, но он трепетал перед ним, как мальчишка. Входя в кабинет, он бледнел, вздрагивал и крестился, как…робкий посетитель, в первый раз попавший во дворец”.
Историк Г. И. Чулков

Документ 7.

“Все приказания начальника надлежит исполнять в срок и наилучшим образом”.
А. А. Аракчеев

Документ 8.

“Без лести предан” – девиз А. А. Аракчеева.

II. Проект Аракчеева об отмене крепостного права

Вопросы:

  1. Чьи интересы защищал в первую очередь проект отмены крепостного права А. А. Аракчеева? (Помещиков. Продажа крестьян была для помещиков делом добровольным, необязательным.)
  2. Крестьяне по проекту освобождались бы с землей? (Количество земли – 2 десятины, которые давались освобожденным крестьянам, – было столь мало, что они были вынуждены арендовать дополнительную землю у бывшего помещика.)
  3. Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

“Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 года, привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предполагая выделять на покупку крепостных 5 млн. руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в это деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае – неизвестно. Но главное даже не в этом. Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет…Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы все крепостных и к 2018 году. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго”.
(Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. М., 1990)

1. Был ли принят проект Аракчеева? Почему?

(Проект Аракчеева не был принят. Министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет. К тому же в результате войны государство оказалось в тяжелом финансовом положении. Расходы на войну составили более 200 млн. рублей, общая сумма материальных потерь – более 1 млрд. рублей. Революционные события в Италии, Испании, боязнь, что реформы принесут революцию в Россию, заставили отказаться от задуманных изменений),

Вывод: Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818 году выразил А. С. Пушкин в своем стихотворении “Сказки”:

От радости в постели
Распрыгалось дитя:
“Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?”
А мать ему:
“Бай-бай! Закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки”.

III. Военные поселения – второе детище Аракчеева.
  1. Кому принадлежит идея создания военных поселений? Назовите цели создания военных поселений.
  2. Когда стали создаваться военные поселения? Как они создавались?

Материал для учащихся.

Первая попытка создания военных поселений относится к 1810 году, но война 1812 года прервала этот эксперимент. В 1816 году Аракчеев вновь приступил к выполнению задания царя. Солдат селили вместе с государственными крестьянами. Военные поселяне должны были учиться военному делу и выполнять сельскохозяйственные работы.

– Расскажите о жизни военных поселян. Составьте таблицу, показывающую жизненный путь военных поселян.

Рассказ учителя.

Военные поселения массово начали вводиться в 1817–1818 гг. с целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время. Инициатива учреждения военных поселений исходила от Александра I, который поручил их разработку, учреждение и управление А. А. Аракчееву. Первоначально Аракчеев возражал против их введения, но как только этот вопрос был окончательно решен царем, стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры.

Решено было часть армии перевести на “самоокупаемость”: посадить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Формирование военных поселений проходило следующим образом. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян и получали наименование “поселян-хозяев”. К ним подселялись солдаты действующей армии – по два солдата на семейство. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени.

Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводила к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819 года в Чугуеве).

Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра I, общество связывало их с именем Аракчеева.

С устройством военных поселений во многом было связано появление термина “аракчеевщина”, символизирующего все реакционное и жестокое.

Материал для учащихся.

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому уровень производства был низким. В результате хозяйства поселян были убыточными и требовали больших государственных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

Таблица “Жизнь военных поселенцев”
1–7 лет 7–12 лет 12–18 лет С 18 лет
находились у родителей Направлялись в школу кантонистов Участвовали в с\х работах Переводились в войска

Прочитайте документ:

“Военные поселения”.

“Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение – смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места – все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка – богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами – они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление”.

Из “Записок” генерал-майора С. И. Маевского

Задание к документу:

  1. Что возмущало генерала С. И. Маевского в военных поселениях? Приведите фрагменты из текста.
  2. Чем вы объясните подмеченную генералом особенность жизни поселян: у них “все царское”, но пользоваться им “не смеет” никто?
  3. Как вы думаете была ли эффективной организация труда в военных поселениях?

(Труд военных поселян не был эффективен, так как большая часть времени посвящалась военной муштре, что отрывало их от работы на земле. Сельскохозяйственные работы проводились по указке офицеров, которые ничего не понимали в этом деле.)

Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.

Отношение общества к Аракчееву и проводимому им курсу нашло яркое отражение в эпиграмме А. С. Пушкина:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель;
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести –
Кто он? Преданный без лести,
…………… грошовый солдат.

Комментарий: речь идет об Аракчееве, человеке, душой и сердцем преданном царю, беспощадном и бесчеловечном в исполнительности.

Проблемные и познавательные задания:

  1. Как вы считаете, почему Александр I, начавший свое царствование с либеральных реформ и считавший себя человеком, воспитанным на европейской культуре, приблизил к себе такого солдафона, как Аракчеев?
  2. Александр I заявлял: “Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чугуева”. Почему с такой настойчивостью в русскую жизнь внедрялись военные поселения?
  3. Проводником политики самодержавия после войны 1812–1815 гг. являлся А. А. Аракчеев. Согласны ли вы со следующей характеристикой, данной ему В. О. Ключевским: “…Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям. Следствием всего этого было тягостное настроение, которое все более овладевало обществом”. Свою точку зрения обоснуйте.
  4. Прокомментируйте слова А. С. Пушкина, сказанные им М. М. Сперанскому: “Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (Александра I), как гении Зла и Блага”.

Основное содержание ответов:

Во-первых, Александр I очень быстро забыл о своих либеральных порывах. В 1815 году он стал одним из авторов Священного союза, направленного против любых проявлений свободомыслия. Во-вторых, не лишено смысла и высказывание Л. Н. Толстого: “В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этою необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдергивавший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски-благородном и нежном характере Александра”.

Внедрение военных поселений было обусловлено тем, что правительство надеялось с их помощью сократить расходы на содержание армии, насчитывавшей в 1821 году более миллиона человек. И в самом деле, все затраты на создание “новых войск”, которые составляли до одной четвертой регулярных, скоро окупились, и к 1825 году особый капитал “военных поселений” насчитывал 32 млн. рублей.

IV. Отношение общества к А. А. Аракчееву и проводимому им курсу.

V. Отставка А. А. Аракчеева.

Сообщение учащегося.

Аракчеев не принял участие в подавлении восстания декабристов, за что и был отправлен в отставку Николаем I. Сохранив звание члена Государственного совета, Аракчеев отправился путешествовать за границу; его здоровье было надломлено отставкой и убийством дворовыми> в Грузине Н. Ф. Минкиной – наложницы Аракчеева и управительницы его имением . В 1833 Аракчеев внес в государственный заемный банк 50 т. руб. асс. с тем, чтобы эта сумма оставалась в банке девяносто три года неприкосновенною со всеми процентами: три четверти из этого капитала должны быть наградою тому, кто напишет к 1925 г. (на русском языке) историю (лучшую) царствования имп. Александра I, остальная четверть этого капитала предназначена на издержки по изданию этого труда, а также на вторую премию, и двум переводчикам по равной части, которые переведут с русского на немецкий и на французский языки удостоенную первой премии историю Александра I. Аракчеев соорудил Благословенному перед соборным храмом своего села великолепный бронзовый памятник, на котором сделана следующая надпись: “Государю-Благодетелю, по кончине Его”. Последним делом Аракчеева на пользу общую было пожертвование им 300 т. руб. для воспитания из процентов этого капитала в Новгородском кадетском корпусе бедных дворян Новгородской и Тверской губерний.

Здоровье Аракчеева между тем слабело, силы изменяли. Император Николай Павлович, узнав о его болезненном состоянии, прислал к нему в Грузино лейб-медика Вилье, но последний не мог ему уже помочь, и накануне Воскресения Христова, 21 апреля, граф Алексей Андреевич Аракчеев скончался, “не спуская глаз с портрета Александра, в его комнате, на том самом диване, который служил кроватью Самодержцу Всероссийскому”. Лейб-медик, присланный Николаем I, ничем не мог помочь ему, а он все кричал, чтобы ему продлили жизнь, хотя бы на месяц. Наконец, вздохнув, проговорил: “Проклятая смерть”. И умер. Прах Аракчеева покоится в храме с. Грузина, у подножия бюста императора Павла I.

19 ноября 1825 года скончался Александр I.

VI. Последние годы жизни А. А. Аракчеева.

Сообщение учащегося.

В последние годы жизни Аракчеев особенно много занимался устройством имения, старался вникнуть во все стороны хозяйственной жизни, читал много литературы по экономике. Благодаря его патронажу, крестьяне в Грузине жили в основном в достатке, многие дома были крыты железом, имелся госпиталь, где крестьяне могли получить бесплатную медицинскую помощь, здесь же по инициативе Аракчеева был создан заемный банк для крестьян, где они были обязаны брать ссуды для покупки семян, скота и т. д. При этом Аракчеев был строгим хозяином и наказывал за пьянство и лень. Само Грузино было обустроено по проектам лучших архитекторов и художников того времени.

После смерти Александра І Аракчеев составил завещание на сумму 50 тыс. руб. для написания полной и достоверной книги о жизни и деятельности своего покровителя, которую следовало издать через 100 лет, когда этот капитал должен был вырасти минимум до 800 тыс. руб. Очевидно, что он не боялся суда истории и ждал времени, когда страсти вокруг его имени улягутся и он мог бы рассчитывать на взвешенную и объективную оценку своей деятельности. Незадолго до смерти Аракчеев внес в казну 300 тыс. руб. На проценты с них должны были постоянно учиться 12 воспитанников Новгородского кадетского корпуса. После смерти Аракчеева, поскольку он не вписал в завещание имени наследника, Николай І особым указом передал Грузино, а также деньги, вырученные от продажи принадлежавших Аракчееву недвижимого и движимого имущества с аукциона, в распоряжение Новгородского кадетского корпуса, который стал именоваться Аракчеевским. Сюда же была передана значительная часть богатейшей библиотеки Аракчеева, составляющей 15 тыс. томов, в т. ч. на иностранных языках, и его архива.

VII. Подведение итогов.

Итоги деятельности А. А. Аракчеева.

Современники видели в “змие Аракчееве” главное зло России эпохи Александра. Русский мемуарист Ф. Ф. Вигель отзывался об императоре как о “помещике, сдавшем имение управляющему”, в полной уверенности, что в этих руках “люди не избалуют”.

Следует все же подчеркнуть, что вдохновителем реакционного курса был сам царь, а Аракчеев лишь претворял эту политику в жизнь. Возможно, что одаренный генерал оставил бы о себе лучшую память, если бы самодержцы, которым он честно служил, не использовали его способности столь односторонне.

Конечно, Аракчеев был и останется в истории противоречивой фигурой. Но он, безусловно, был русским патриотом, выступал за укрепление России и многое для этого сделал практически. Его честное имя должно быть защищено перед лицом современников и потомков.

Домашнее задание: написать эссе на тему: Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?