Использование интерактивной технологии на уроке литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Сегодня растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для начальной школы возникает новая центральная задача: создать условия для успешного саморазвития ученика “формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”.

Суть момента, который наступил в образовании сегодня: школа – фабрика, целью которой было научить человека четко выполнять стандартные функции, отжила. А школа информационного завтра еще не сложилась. Но понятна ее главная цель: учить работать на границе знаний в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи. Возникает противоречие между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным планом и режимом функционирования образовательного учреждения.

Еще один нюанс размером в счастье: если человек не справляется с массой постоянно "сваливающихся" на него задач, то у него портится характер. Известно: посеешь характер – пожнешь судьбу. Если мы хотим видеть нормальных, благополучных, счастливых детей – надо учить их правильно, в соответствии с действительными потребностями самих детей и новыми реалиями общества. Возникает противоречие между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения учебного материала.

Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными, сознательными строителями жизни (в прямом смысле этого слова). Именно этот заказ и опосредуется в ставшей привычной для нас формуле “субъект – субъектное обучение”. И педагог, и ученик должны ощущать себя субъектами окружающей жизни, а не ограничиваться пассивной ролью “гаечки и винтика”. В педагогическом процессе учитель и ученик являются “со-трудниками”. Если школьник не почувствует себя полноправным участником процесса образования, то мы вернёмся к традиционному результату: вчерашний школьник становится просто исполнителем, стремящимся избегать ситуаций ответственности и инициативы.

Модель педагогических взаимодействий “делай как я” изживает себя, и уже на современного школьника смотрят как на живого, эмоционального, реагирующего, любознательного субъекта. Новая модель “не навреди” выступает вперёд.

Следовательно, основной целью всех происходящих в школе психолого-педагогических поисков является попытка определения возможности в условиях классно-урочной системы найти подход к каждому ребенку как к живому, эмоциональному, реагирующему, любознательному субъекту.

Мы стремимся дать знания и умения на уровне его реальных учебных возможностей и способностей, “не прозевать” его таланты, всеми силами стараемся повысить интерес к учению, способствовать положительной мотивации учения, создать условия для доброго общения.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Основные результаты обучения в начальной школе связаны с приоритетными целями образования. В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся должны научиться вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества.

Таким образом, одной из задач современной общеобразовательной средней школы является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Актуальность этой проблемы проистекает из феноменальной междисциплинарной и универсальной природы диалога. Предметом исследования диалога становится не только индивид, но и связь человека с человеком.

Под коммуникативной компетенцией я понимаю владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения, знание основных речеведческих понятий, системы коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

При формировании коммуникативной компетентности необходимо решить следующие познавательные задачи:
1. Осуществлять формирование и развитие всех видов речевой деятельности.
2. Научить анализировать чужую речь с учетом темы, основной мысли, типа, стиля, адресата.
3. Сформировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации общения
4. Воспитывать культуру речевого поведения.

Повышение уровня коммуникативной культуры и диалога, толерантных отношений и правовой культуры учащихся обеспечит использование диалоговых технологий обучения.

В последние годы понятийное пространство педагогики стало быстрее интегрироваться с социальным и психологическим направлениями. В процессе поиска определения, которое отражало бы новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактивное обучение.

По определению Е.В. Коротаевой, которого буду придерживаться и я, интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погружённое в общение. Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности.

Интерактивная технология обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

С использованием интерактивных и информационных технологий эффективность методов современной педагогики возрастает.

Именно эти инновационные технологии позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Урок литературного чтения в 4-м классе.

УМК “Гармония”, авт. О.В.Кубасова.

Тема: “И грустно, и смешно” по рассказу М Зощенко “Ёлка”.

Цель для учителя: формирование “талантливого читателя”, то есть адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие; развитие эмоциональной отзывчивости.

Цель для учащихся: узнать секрет создания смешного.

Задачи:

– создать условия для решения проблемного вопроса на основе сотворчества; стимулировать познавательные мотивы средствами творческой интерпретации материала; показать способ использования смысловых ориентиров;

– раскрепостить, удивить, обрадовать, пригласить к взаимодействию для создания нового продукта; создать атмосферу для инициативного речевого общения;

– научить извлекать пользу из жизненного опыта людей другой эпохи; воспитывать толерантность по отношению к окружающим.

Тип урока по дидактическим целям: приобретение новых знаний на основе уже имеющихся с привлечением догадки и интуиции и применение знаний в нестандартной ситуации.

Тип урока по формам организации: урок – искатель в рамках интегрированной технологии.

Урок сопровождается презентацией.

В основу урока легли следующие общедидактические и специальные принципы:

  • научности (работа с понятием противопоставление, реплика);
  • доступности (на уроке в 4 классе ещё не вводится понятие приём, мы называем его секретом);
  • наглядности (в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому урок строится с привлечением богатого наглядного материала);
  • права на ошибку;
  • сотворчества (использование посково-творческого метода);
  • гуманизации (приоритет общечеловеческих ценностей, так как литература является мощнейшим средством приобщения детей к общечеловеческим ценностям и формирования мировоззрения).

На уроке использованы следующие методы:

по источникам знаний:

Словесные, наглядные, практические.

По характеру познавательной деятельности:

Поисковый, который активизирует познавательную деятельность путём постановки проблемных вопросов. Он характеризуется партнёрским характером взаимоотношений, что является одной из характеристик интерактивной технологии.

Содержание урока построено таким образом, чтобы дети постепенно овладевали новыми способами деятельности через практику. Занятие построено на основе интерактивной технологии с использованием информационно-коммуникативных методов.

На уроке создана мотивация предстоящей деятельности учащихся: раскрытие секрета. Само слово секрет уже мотивирует. Мотивация задана самой целью.

В литературе мотивация – это создание поля художественной коммуникации. Через предложение создать мультфильм смотивировано желание овладеть новыми знаниями.

В течение урока характер деятельности у учащихся изменяется, на этапе работы с текстом создана ситуация выбора.

В 4 классе продолжаются все начатые ранее воспитательные и образовательные линии, однако акцент переносится с технической стороны и формирования основ мировоззрения на литературное образование.

I. Организационный момент.

Жизнь – сложная штука. У каждого человека, и большого, и маленького, случаются неприятности... Но бывают и приятные моменты. Поговорим о приятном?

– Что приятного нас с вами ожидает в самом ближайшем будущем? (новый год)

– За что мы любим новый год? (Елка, каникулы.)

Во время каникул у вас будет приятная возможность – смотреть новогодние мультфильмы (параллельно демонстрируются на экране кадры презентации).

– Вспомните, в каких мультфильмах герои встречают Новый год.

– Какие чувства и эмоции возникают от просмотра этих мультфильмов?

II. Актуализация опорных знаний.

У нас на экране осталось пустое местечко и я предлагаю создать свой мультфильм на новогоднюю тему. Он будет по эпизоду из рассказа М. Зощенко “Ёлка”. Но вот в чём штука: движущиеся мультфильмы создаются годами. У нас немного времени. Поэтому мы создадим комиксовый мультфильм, состоящий из отдельных кадров. Но прежде, чем приступить к работе по созданию мультфильма, поразмышляем.

– Как называется рассказ?

– Почему рассказ называется “Ёлка”?

– Назовите только главных героев.

– Что за история произошла с детьми?Скажите одним предложением.

– Каким показался вам рассказ: весёлым или грустным?

– В чём грусть? Что смешного?

III. Тема и цель урока.

Так вот тема нашего урока: “И грустно, и смешно” (мимикой изобразить эти чувства, скопировать маски)

Вы знаете, автор рассказа М. Зощенко известен как мастер смешных рассказов. Их ещё называют сатирическими. Надо сказать, что у Зощенко была трудная судьба. И только благодаря чувству юмора, весёлому нраву, оптимизму он пережил все неприятности и подарил миру произведения, от прочтения которых у людей появляются на лицах улыбки.

Да, согласна, поступок детей на самом деле был грустным. Но автору удалось рассказать об этом смешно. Не правда ли?

Что–то помогает писателю грустные обстоятельства сделать смешными.

Так вот цель наша: узнать, в чём секрет создания смешного.

IV. Слушание текста.

В процессе создания мультфильма мы попробуем открыть секрет создания смешного. Возьмём не весь рассказ, а только тот эпизод, когда Лёля и Минька, так сказать, “рассматривают” ёлку. (2 мин. Дети слушают)

Я предлагаю поработать в парах: я раздам по одному листу – кадру на парту. Вы внимательно рассмотрите комикс и прочитаете реплику. И с помощью авторского текста вставите пропущенное слово.

Кстати, как называют людей, исправляющих недостатки текста?

V. Самостоятельная работа.

Работа в парах по поиску опорных материалов (опорных ориентиров)

VI. Словесная характеристика – смысловая группировка.

В этом эпизоде два героя. Давайте посмотрим, какие слова употребляет автор, говоря о каждом из них. Это те слова, которые, вы вставили в свои реплики.

Что означают слова первой пары? Как читать? Как изобразить жестами?

VII. Открытие и осмысление нового.

Здесь и хранится секрет создания смешного. В чём он?

Итак, слова с противоположным значением поставили друг против друга – это и создаёт комический (смешной) эффект. Это выглядит забавно. И этот секрет получил название в литературе: противопоставление.

Его используют при создании смешного образа художники, мультипликаторы, юмористы, писатели (цвет, форма, размер).

Рукописи уберите.

Приступили к озвучиванию.

Читаем с кадра, выделяя голосом вставленные слова.

Слайд с противоположностями.

VIII. Драматизация с применением новых знаний.

Вернёмся к нашему мультфильму. Секрет создания смешного нам известен. Осталось так озвучить мультфильм, чтобы было смешно. Это нелегко. Но мы постараемся озвучить реплики так, чтобы голосом подчёркивать противопоставления, жестами усиливать противопоставления.

(Определить порядок озвучивания с детьми, кто за кем). Не переживайте, если не получается сразу, можно переозвучить.

Озвучивание

Наша работа по созданию мультфильма закончена. Вам понравилось работать над мультфильмом?

IX. Закрепление.

Вернёмся к теме.

– Смешная история или грустная?

– С помощью чего она смешна? (противопоставления)

– Почему автор запомнил эту ёлку? (прошла не так, как мечталось).

– Почему спустя 35 лет он смеётся над этой историей? (подумайте, у вас на это целая жизнь)

X. Итог

С позиции взрослого человека детские неприятности – мелочь.

Несмотря на эту шалость, из Миньки вырос замечательный, успешный писатель Зощенко. Он смеётся над глупыми поступками детей.

Послушайте мой совет вам.

Ну, можно ли представить мир без шуток?!
Да он без шуток был бы просто жуток!
Когда на сердце холод, страх и тьма –
Лишь юмор не даёт сойти с ума...
Скажу вам, дорогие без лукавства,
Что нам получше ведомо лекарство!
От всех болезней лечит смех,
И он-то из лекарств надёжней всех.

Презентация