Ребенок и история: Облики детства

Разделы: История и обществознание


Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализирующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, стимулирует познавательную деятельность через использование старинных и современных изделий ремесленного промысла, проведение исследований. Очень важно заинтересовать детей уже на вводном занятии дополнительного объединения. Возраст детей 11-13 лет. Тема и форма занятия, предложенная мною позволяет сделать интересным и увлекательным познание своего края, даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активировать их мысленную деятельность помогает лучше осмыслить материал, закрепить его. Через игры и игрушки своих предков дети познают историю страны, укрепляется духовная связь представителей старшего и младшего поколений. Это занятие апробировано в школах окрестных сел Купинского района.

Задачи:

  • знакомство с навыками самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группе;
  • развитие исторического мышления, умение сопоставлять и сравнивать;
  • воспитание патриотических чувств, гордости, уважения к историческому прошлому.

Оборудование: компьютер, мультимедиа- проектор.

Дидактический материал: презентация, игрушки.

План:

1) Вводное слово педагога. Знакомство.

2) Теоретическая часть:

  • знакомство учащихся с этапами исследовательской работы;
  • знакомство с результатами исследовательской работы.

3) Практическая часть:

  • описание игрушки;
  • оформление экспозиции.

4) Подведение итога работы.

5) Рефлексия.

Ход занятия

Вступительное слово педагога: (примерный вариант)

"Здравствуйте!

Всем говорю от души!

Здравствуйте мои воспитанники и мои ученики!

В слово "здравствуйте" я вкладываю большое значение.

Я не только Вас приветствую, но и желаю Вам здравствовать, удачи и успешности.

Ребята, давайте познакомимся.

Я, педагог дополнительного объединения "Поиск" Медяковской средней школы - Анистратова Валентина Михайловна. Возможно, вы не знаете, где это село и район находится. Обратите внимание на карту области. (показ слайда № 2 и далее № 3-10).

Каждое место имеет свою историю. Рождение нашего села произошло более 100 лет назад. Нам есть, что исследовать. Чем интересоваться и чем гордиться. Сегодня вы узнаете то, что наши дети уже узнали, исследовали по теме: "История игры и игрушки". Каким образом они это делали, через что, мы с вами познакомимся. Фрагменты отдельной исследовательской работы вы сделаете сами.

А теперь представьтесь, пожалуйста, Вы. Я передаю Вам символ нашего занятия, а вы друг другу, называя при этом своё имя и любимую игрушку или игру. (Педагог передает детям мягкую игрушку. Происходит знакомство)

Педагог:

"Спасибо. Я думаю, что наше знакомство состоялось.

Теперь с вами мы друзья?

Что ответите вы мне "нет" или "да"?

Мы сотрудники? (Да).

Итак, начинаем работу. (Рассказ сопровождается показом слайдов № 12, 13)

Каким образом идёт исследование по данной теме?

Перед вами алгоритм исследования, который разработали наши краеведы.

- Они определили:

1) Период истории:

40-е годы - конец ХХ века;

2) Возрастные группы:

60 - 75 лет

45 - 50 лет

40 - 18 лет

Педагог:

"С результатом их работы я вас познакомлю.

По древне русской традиции детские игрушки, в основном делали из дерева. Палочки, дощечки, чурочки, прутики были строительным материалом для различных поделок из дерева. Житель нашего села Нихай Анатолий Михайлович сохранил эту традиции и до сих пор. В настоящее время создаёт игрушки для нашей детворы. Некоторые из них перед вами. (Демонстрация игрушек и слайдов № 14-18)

У мальчиков были деревянные игрушки, у девочек куклы. Мягких игрушек из пушистого меха не было. Были мягкие игрушки-самоделки: зайчики, кошки, собачки или вот такие самоделашные куклы, которых вы видите на этих слайдах. Жумабаева Коркем и Дербич Дарья сделали куклу по рассказам своих бабушек. Прабабушка Оли Кригер научила делать кукол из соломы. Глазками были бусинки или пуговицы, а носик был деревянный. У наших предков была своя традиция - иметь любимую игрушку. Одной из любимых игрушек наших прабабушек и прадедушек был мяч. Конечно, такого разнообразия мячей, как сейчас, не было. Поэтому тот, у кого был резиновый мяч, был счастливым человеком. Можно было играть одному или с друзьями. Придумывали игры сами. Самая простая - бросали мяч друг другу и ловили. Выбывал тот, кто мяч не поймает. Но резиновый мяч это редкость, а мальчикам хотелось побегать, погонять мяч. Поэтому его мастерили сами. Кусок парусины (плотной непромокаемой ткани) набивали сухой травой, туго перевязывали веревками и гоняли по двору. (педагог демонстрирует мяч и организует игру).

Детство наших прабабушек проходило в годы Великой Отечественной войны. В это время фабрики и заводы делали снаряды, самолеты, танки. Было не до игрушек. Но тем не менее и в это трудное время отдельные фабрики и мастерские из отходов производства делали детям игрушки. Это были игрушки на военную тему: солдаты, матросы, самолеты, танки. Эти игрушки делали и в первые послевоенные годы. Еще свежа была память о войне.(Демонстрация слайдов № 19-23).

После войны постепенно налаживалась жизнь. Восстанавливали села, города, строили новые заводы и фабрики. Дошли руки идо детских игрушек. В 60-е годы уже выпускали достаточно много игрушек. В городах открыли отделы детских игрушек в детских магазинах. Стоили они не очень дорого, поэтому родители покупали своим детям много игрушек. Но часто можно было увидеть в отделах детской игрушки заигравшегося малыша или ребенка любовавшегося этими игрушками.

В эти годы продолжалась давняя русская традиция делать игрушки из дерева, только видов таких игрушек стало гораздо больше. Красочные матрешки, пирамидки, кубики, треугольники, кольца и конструкторы. Эти игрушки давали пищу для фантазии. Игрушка должна развивать смекалку, прививать хороший вкус, тренировать пальцы. Из одной детали можно было создавать все новые и новые игрушки.(Демонстрация слайдов №23-28).

Отправляемся в виртуальный мир игрушек ваших мам и старших сестер. (Просмотр слайдов № 29- 37).

Педагог:

Переходим к следующему этапу нашей работы. Я прошу Вас выбрать понравившуюся Вам игрушку и сделать ее описание. Перед Вами алгоритм, (демонстрация слайдов № 38-39) который Вам поможет это сделать.

Практическая работа: описание игрушки по алгоритму.

Педагог:

"После того как сделано описание каждый предмет получает свой инвентарный номер, и все данные о нем заносятся в главную инвентарную книгу музея. (Демонстрация книги).

Ребята, обратите внимание на слайд, который знакомит Вас с понятием "Экспозиция". (Демонстрация слайда № 40). Это понятие имеет два значения, но в данный момент нас интересует второе значение. Мы создадим с Вами свою экспозицию. Назовите ее и расставьте игрушки по периодам (годам)". (Практическая работа в группах)

Педагог:

"Теперь, когда Вы возьмете в руки игрушку, вспомните определенный период истории нашего государства, где ее начало, как она связана с тем, что уже было. Ведь недаром говорят, что все новое - хорошо забытое старое. Пройдут годы многое со временем забудется. Жизнь преподнесет Вам свои испытания и надо их преодолевать. Помогут Вам в этом любовь, семья, память."

Рефлексия: Я---МЫ---Дело

Что узнал каждый из нас?

Что узнали, получили от занятия МЫ?

Какое мы ДЕЛО сделали?

Приложение.