Урок биологии с использованием игровых технологий

Разделы: Биология


Цели урока: выяснить вопрос о происхождении млекопитающих, установить сходство с пресмыкающимися, свидетельствующее о родстве этих классов.

Образовательные: ознакомить учащихся с предками млекопитающих – древними зверозубыми рептилиями, путем установления степени сходства или различия в строении останков скелета древнего ящера со всеми изученными у хордовых животных; изучение способов работы ученых палеонтологов и зоологов.

Развивающие: продолжить формирование у школьников умений анализировать, сравнивать,   устанавливать связи между известными и неизвестными фактами, сопоставлять; развивать умение подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения; развивать умение проводить наблюдения, работать с учебными пособиями, способность воображать и мыслить логически и версионно.

Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе,принимать совместное решение, оценивать работу товарища; расширение научного мировоззрения, воспитание познавательного интереса к учебному предмету и уважения к работе ученых и науке.

Оборудование: таблицы “Скелет рыбы”, “Скелет лягушки”, “Скелет ящерицы”, “Скелет голубя”, “Скелет собаки”; макет почтового ящика, нарисованные кости древнего животного   иностранцевии на картоне, магнитная доска, магниты (или пластилин для прикрепления), инструктивные карточки для рабочих групп, специальная расстановка столов для рабочих групп.

Тип урока по дидактической цели: частично – поисковый.

Подготовительный этап:

  1. Тема урока объявляется заранее (за одну неделю).
  2. Класс целиком разбивается на группы по 3-4 человека – “ученые” различных областей зоологии: ихтиологи, орнитологи, зоологи, и др., которые получают задание повторить особенности строения и скелета соответствующей группы хордовых.
  3. Из числа лучших учащихся создается отдельная группа – “Ученый совет Академии наук”, заданием для которой становится повторение всего обьема изученного материала по Типу Хордовые.
  4. Отдельно выбирается группа “палеонтологов”, заданием для которой становится повторение особенностей строения скелетов хордовых животных.
  5. Заранее на предыдущем уроке учащимся говорится о том , что следующий урок
  6. будет проходить в форме ролевой игры. Цели и задачи не рассматриваются заранее.

  7. Хорошо рисующим ученикам дается задание нарисовать на картоне кости иностранцевии разделив их на части: череп целиком (хорошо прорисовываются зубы, сращенность костей черепа кроме нижней челюсти, позвоночник (отдельно часть с грудной клеткой), кости передней конечности, кости задней конечности.

Структура урока

  1. Обьявление темы, целей урока, организация учебно-познавательной деятельности в группах.
  2. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям инструктивных карточек.
  3. Заслушивание отчета каждой группы о проделанной работе.
  4. Формулирование выводов по теме урока.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Урок начинается со вступительного слова учителя. Конструктивный диалог начинается с проблемной ситуации – ситуации затруднения, влияющей на активизацию мыслительной деятельности, на формирование творческих подходов к решению учебной проблемы.

Такая ситуация заложена уже в названии урока “Удивительная находка палеонтологов”.

Распределив учащихся по группам, учитель привлекает внимание всех участников игры   словами: “Внимание! Сенсационная находка! На севере нашей страны были обнаружены останки скелета древнего неизвестного животного. Кто оно? Неизвестно. Ученые различных биологических наук будут пытаться ответить на этот вопрос. Давайте и мы с вами  перевоплотимся в ученых и повторим этапы научных исследований и открытий в научном  мире.”

В кабинет вносят почтовую коробку с останками древнего животного (нарисованные кости) и рассказывают о том, как и где была обнаружена находка (импровизируют и учитель, и дети, проявляя свое творчество, преображаясь в образы). “Древние кости” достают и демонстрируют всем собравшимся “специалистам”.

Учитель говорит ученикам, что так случайно бывают сделаны многие находки и открытия. Нам с вами – “учеными” предстоит выяснить чьи это останки? Этот вопрос записывается на доске крупными буквами.

Передают находку палеонтологам для первых исследований.

2. Начинается исследовательская часть игры и групповая работа.

Палеонтологи. Собирают образ – скелет древнего существа на доске и представляют его Ученому совету.

Инструктивная карточка №1.

1.Воссоздайте облик скелета древнего животного по найденным останкам, разложив кости.

2. Представьте полученный скелет на обсуждение ученым.

3. Укажите обнаруженные особенности строения данного животного.

Палеонтологи сообщают собравшимся о том в аких слоях земной коры была сделана находка. И разобравшись по таблице “Этапы развития органического мира на Земле” сообщают: временной период тех слоев земли 200-230 млн. лет тому назад. Это был триасовый период мезозойской эры –и характеризуют вкратце этот временной отрезок в  развитии Земли.

На доске отмечают: 200-230 млн лет – триасовый период мезозойской эры – время расцвета древних рептилий – динозавров.

Все учащиеся записывают эти сведения в тетрадь.

Палеонтологи. Знакомят собравшихся с особенностями строения древнего существа, обнаруженные в ходе работы:

– зубы подразделяются на резцы, клыки и коренные (т.е. дифференцированы), имели корни;

– конечности располагаются под туловищем, короткие;

– череп массивный, кости сращенные,

– шейных позвонков более 5.

Учитель. Вступает в беседу и предлагает ученым обсудить является это животное представителем одного из классов хордовых известных ныне?ые,ищем;ренные (т.е.

Каждая группа “ученых” обеспечивается необходимыми краткими инструкциями и соответствующей таблицей “Строение скелета костистых рыб”. Время работы – 10 мин

Инструктивная карточка №2.

1. Сравните строение скелета костистых рыб и скелета найденного древнего животного:

– сколько и какие отделы скелета?
– строение черепа; сращенность костей черепа?
– строение поясов конечностей?
– строение конечностей?

2. Выделите черты сходства или различия в этих скелетах. Чего больше сходства или различий? На основании этого выскажите предположение – можно ли отнести обнаруженное древнее животное к рыбам? Могли костистые рыбы быть предками таких древних животных?

3. Учитель. По окончании времени обсуждений, учитель объявляет начало научного совета и первым предоставляет слово ихтиологам, а затем другим специалистам. Заслушивание выступлений (анализ, обобщение и вывод) каждой группы –10-15 мин.

4. Заслушав и обсудив различные гипотезы, члены Ученого совета Академии наук дают заключение о том с какой группой современных животных более схож (по строению скелета) найденный организм и предком какой группы животных его можно назвать. И  отныне это будет научный факт.

5. Учитель. Завершает игру тем, что говорит учащимся о научных дебатах, спорах и различных гипотезах, которые возникают в научном мире при обнаружении находок, открытии  неизвестных фактов и процессов. Мы с вами стали стали участниками таких научных  обсуждений и споров сегодня на уроке. И на основании имеющихся знаний о различных группах животных смогли определить кому принадлежат древние останки, найденные на  берегах реки Двины.

Благодарит всех за работу и проявленное творчество в ней.
В тетради учитель предлагает сделать запись:
Двиния, иностранцевия – древние млекопитающие.
Черты их сходства с млекопитающими: …………….. (учащиеся записывают сами).
Предками таких животных были древние пресмыкающие , т. к. ……………………

Преподаватель сообщает и показывает их изображения в книгах и репродукциях что жили эти древние животные вместе с динозаврами и были небольшого размера. Это были первые млекопитающие. Жили в норах. Расцвет их наступил позже, лишь через 150 млн лет. После того, как климат охладел, древние пресмыкающие вымерли, не сумев существовать в более холодных условиях. А млекопитающие, приобретя теплокровность   стали преобладающими животными на земле.

6. Учитель выставляет оценки ученикам более активным (каждая группа оценивает своих участников сама). Записывается домашнее задание.

P.S. Урок – ролевая игра понравилась учащимся. Работа была продуктивной, интересной и творческой. Оценки были выставлены самым активным. Лучшие ученики верно были выделены в качестве членов Ученого совета и консультировали в ходе игры.