Интегрированный урок в 6-м классе по теме "Обобщение курса математики 5–6-х классов". Деловая игра

Разделы: Математика


Цель урока: Применение математических знаний при изучении деятельности предприятий.

Задачи:

  • Познакомиться с основными показателями производственной деятельности предприятия и научиться анализировать их.
  • Применить навыки работы с таблицами, диаграммами.
  • Уверенно использовать вычислительные навыки.
  • Применять различные способы решения задач на проценты.

Тип урока: деловая игра “Заседание планово-экономического отдела”

Тема игры: Бакчарский опорный пункт северного садоводства Сибирского отделения Россельхозакадемии.

Технологии: ИКТ, интерактивная.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Предварительная работа:

Вводный урок, на котором в форме проблемно-диалогического обучения рассмотрено экономическое положение района: предприятия района, из них – занимающиеся производством и реализацией продукции, проведена практическая работа “десятичные дроби и проценты в работе экономиста”. Домашнее задание – найти и сформулировать понятия “валовое производство”, “реализация продукции”, “себестоимость”, “прибыль”.

Оформление: на доске – листовка о предприятии, магниты для размещения листов с определениями, на двери кабинета помещена табличка “Планово-экономический отдел”, наличие бейджиков у учителя – “Ф.И.О. – начальник планово-экономического отдела”, у руководителей расчётных групп – “Ф.И. -экономист”; столы расставлены для 4-х групп, раздаточный материал – таблицы (Приложение 1).

Ход урока

Организационный момент.

Слайд 1. Тема урока, цель, форма проведения урока. Урок пройдёт в виде деловой игры – работать сегодня будем как сотрудники планово-экономического отдела. Вот поэтому на двери кабинета появилась табличка “Планово-экономический отдел”. Слайд 2. Предприятие, которое выбрано для рассмотрения основных показателей производственной деятельности – БОПСС. Начальник планово-экономического отдела … (пристегивается бейджик), руководитель первой расчётной группы – экономист…, руководитель четвёртой группы – экономист… Прошу задействовать ваши бейджики.

Заседание планово-экономического отдела

1. Справка о предприятии. Слайд 3. Почему выбор пал на это предприятие? Во-первых, в районе осталось мало предприятий что-либо производящих и реализующих свою продукцию. Во-вторых, юбилей предприятия – 7 5 лет! Бакчарский опорный пункт организован в 1934 г. В.И. Гвоздевым. Вы знаете, что его имя носит одна из улиц нашего села. Работы по закладке Бакчарского сада были начаты весной 1935 года. Через четыре года здесь был заложен плодово-ягодный питомник, который в январе 1942 года был преобразован в опорный пункт плодово-ягодных культур, площадь его – 20 га. В те годы здесь уделялось внимание не только садоводству, но и цветоводству, овощеводству и пчеловодству.

2. Основные направления деятельности предприятия.

Слайд 4. Основное направление деятельности предприятия – производство посадочного материала плодово-ягодных культур зимостойких, высокоурожайных, адаптированных к суровым природно-климатическим условиям.

3. Справка из научного отдела.

Слайд 5. Главным направлением является научная деятельность, основная цель – селекция. Селекция – наука о методах создания и улучшения сортов растений. Селекция разрабатывает способы воздействия на растения с целью изменения наследственных качеств в нужном для человека направлении. БОПСС принадлежит приоритет в создании самых первых сортов культурной жимолости в мире. Слайд 6. Всего 19 сортов жимолости. Селекция ведётся с 1964 г.

Вопрос группам: Какие это могут быть качества?

Ответы:

– Вкус ягоды.

– Большой размер ягоды.

– Чтобы ягоды не осыпались.

– Растения не поражались заболеваниями.

Слайд 7. По части переработки есть чем гордиться. Томские компании производят первоклассный, экологически чистый продукт, которому завидуют даже в Европе, помешанной на экологии. Отдельно ценится облепиха, которую в Бакчаре особенно чисто умеют собирать. Хорошо принимают на рынке и черноплодную рябину и, конечно же, жимолость. Удостоена золотой медали на одной из московских выставок. Даже в Германии о ней знают.

4. Справка о наличии земельных угодий по ГУСП БОПСС СО Россельхозакадемии.

Слайд 8. Земельные угодия (круговая диаграмма). Посмотрим, сколько и каких земельных угодий в распоряжении БОПСС в настоящее время.

Вопрос группам: Как изменилась площадь сада с момента его образования?

Ответы:

– Земельных угодий стало больше на 160 га.

– Площадь увеличилась в 9 раз.

– Увеличилась на 800%.

Слайд 9. Многолетние насаждения, из которых производственный сад занимает 51 га. Предприятие получает значительные денежные поступления от производства и реализации посадочного материала, ягод.

5. Основные показатели производственной деятельности.

Слайд 10. Валовое производство – специализация первой группы, объём реализации – второй, себестоимость – третьей, прибыль и убытки – специализация четвёртой группы. Познакомимся с этими понятиями.

Представление специализации каждой группы

Главный специалист каждой группы озвучивает понятие, затем помещает лист с этим понятием на доску с помощью магнита.

  1. Валовое производство. Под валовым производством понимают всю произведённую продукцию.
  2. Объём реализации – это проданный товар, реализованная продукция.
  3. Себестоимость – это издержки предприятия при производстве товара, его транспортировке, приобретении.
  4. Прибыль (в денежном выражении) – это чистый доход предприятия, за вычетом затрат на производство, от реализации продукции и услуг.

Слайд 11. Производство и реализацию посадочного материала, ягод мы проанализируем сейчас по этим показателям, так как средства, полученные от реализации продукции, позволяют предприятию осуществлять свою деятельность.

6. Работа групп с диаграммами.

Слайд 12. Какие же основные ягодные культуры в нашем опорном пункте? – Жимолость, смородина, облепиха, черноплодная рябина.

Рассмотрим, проанализируем показатели по саженцам этих ягодных культур. В своей работе будем использовать реальные данные, предоставленные ГУСП БОПСС СО Россельхозакадемии.

К экрану поочерёдно выходят представители от каждой группы и проводят сравнительный анализ последних 2 лет.

Слайд 13. Валовое производство саженцев смородины, облепихи, черноплодной рябины, жимолости.

Слайд 14. Реализация саженцев.

Слайд 15. Себестоимость саженцев.

Слайд 16. Прибыль (убыток).

7. Решение практико-ориентированных задач.

Постановка задачи перед расчётными группами. Более полный анализ можно сделать, если будем знать план предприятия и просчитаем изменение в процентах. Рассмотрим таблицы, отдельные столбцы которых нужно будет заполнить.

1). Как заполнить первый столбец. Видим, что план и то, что получено фактически различаются. Ваша задача просчитать это различие в процентах. Раз есть план, значит, это – 100%.

2). Как заполнить второй столбец. Это сравнение с предыдущим годом. То есть, вы будете сравнивать фактические данные.

Решение задач в группах. Главный экономист распределяет работу (задачи) между членами своей группы, вносит данные в сводную таблицу.

Начальник отдела проверяет работу групп, его задача – проследить за тем, чтобы были получены верные ответы (Приложение 2).

Решение:

1) 22 тыс. шт. – 100%

21,4 тыс. шт. – x%0

2) 30,6 – 100%

21,4 – y%

100 – 70 = 30%

Или:

30, – 21,4 = 9,2 тыс. шт. – на столько саженцев меньше

В % находим: 30,6 – 100%

9,2 – z%

Все остальные – аналогично.

Итог работы групп. Слайды 17 – 20. Заполненные таблицы. Руководитель каждой группы по очереди выходит и комментирует заполнение столбцов. (Приложение 2)

Слайд 17. Валовое производство саженцев облепихи и черноплодной рябины намного превысило план, а вот смородины – немного не хватило, жимолости 88%– не хватило до плана 12%. Сравним с прошлым годом: видим “минус” – это означает, что производство снизилось, причём, значительно. Только облепихи стало больше на 60%. И т.д.

Вопросы группам:

– Как вы думаете, почему облепихи реализовали значительно больше, а остальных – меньше?

Ответ: Облепиха пользовалась спросом: из-за своих целебных свойств, выведены новые сорта. А саженцев смородины, жимолости, рябины, может быть, раньше было много продано: люди заменили старые кусты на новые.

– Почему себестоимость стала значительно больше?

Ответ: Дороже стали бензин, ремонт техники, погода весной неблагоприятная: ранняя весна была тёплой, а потом – заморозки.

Постановка задачи перед расчётными группами. Рассмотрим другое направление деятельности предприятия – производство ягод. Рассмотрим основные ягодные культуры – жимолость и смородину. Выясним, много ли ягоды собирается, приносит ли она прибыль. Работаем аналогичным образом – как по саженцам.

Итог работы групп. Слайды 21 – 24. Валовое производство ягоды, объём реализация ягоды, себестоимость, прибыль (убытки).

Обобщает начальник отдела.

Валовое производство смородины значительно превысило план и составило 288 %, трудно было спланировать прибыль в этом году по смородине, если она была убыточна в прошлом году. Жимолости выросло меньше и составило только 85%.

Вопрос: – Почему?

Ответ: – Из-за погоды.

В этом случае – это основной фактор. Потому, что жимолость – ранняя ягода. Нетрудно было догадаться, что и себестоимость ягоды станет больше – превысила плановую. Жимолость – больше на 29 %, а в сравнении с прошлым годом увеличилась на 47%. Прибыли получили гораздо меньше плана, но в сравнение с прошлым годом – немного больше.

Вопрос: – Почему так произошло?

Ответ: – Дороже продавали.

Подведение итогов. Слайд 25. Экономисты – руководители расчётных получают за свою работу а условных единиц. Проводится совещание руководителей групп при начальнике, чтобы оценить работу каждого сотрудника. В это время – небольшой видеоклип о БОПСС.

Сегодня вы смогли на деле проверить свои знания и реально оценить их полезность, когда нужно было исследовать такие серьёзные показатели производственной деятельности. Вы сегодня были хорошими начинающими экономистами!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3