Исследовательская работа "Масса тела. Единица массы"

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательная – объяснить различие скоростей тел после их взаимодействия различием масс тел. Ввести единицу массы – кг.

Развивающая – развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;  продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная – развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, воспитывать чувство сопричастности к общему делу, бережного отношения к оборудованию.

Задачи урока:

– обеспечить усвоение понятия массы
– научить различать скорости тел после их взаимодействия.
– уметь объяснить понятие инертности
– выяснять направление скоростей и их модуль
– решать задачи с применением формул
– уметь оценивать массы взаимодействующих тел.

Оборудование: детские машинки, вагончики, молоток, стакан, гиря.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Этап постановки целей и задач урока.
  3. Проверка усвоения изученного материала.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление материала.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

– Вступительное слово учителя.
– Исследование монеты.
– Демонстрация опыта.
– Обсуждение примеров явления взаимодействия тел.
– Исследование взаимодействия детских игрушек разных масс.
– Задача на сравнение скоростей.
– Самостоятельное рассуждение учеников.
– Запись формулы.
– Понятие инертности.
– Физическая величина – масса.
– Эталон массы.
– Обсуждение вопросов на закрепление темы.
– Решение задач.
– Подведение итогов.
– Домашнее задание.
– Ребусы.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Здравствуйте дети! Присаживайтесь. Сегодня нам придется поработать вместе. Хотелось бы чтобы общение было приятное. Попрошу ничего пока не трогать на столе. Спасибо! Соблюдаем технику безопасности.

Физика – очень сложный и интересный предмет. Все вещи, которые нас окружают имеют отношение к физике. Я попытаюсь в очередной раз Вас убедить в этом. Вы уже имеете небольшой жизненный опыт, поэтому будете мне помогать. Мы займемся с вами исследовательской работой. На уроках математики и физики вы познакомились с некоторыми величинами. Я Вам сейчас дам физическое тело, а вы назовите каждый по очереди его величины свойства. Например: Яблоко

Подумали: и так: монета?

– Фишку дать.

Один из учащихся назвал это свойство ( масса). Мы сегодня и займёмся изучением массы. Открывайте тетради и пишем тему урока “Масса тела. Единицы массы”. (Слайд 1) Познакомимся с Вами с понятием массы, в чем она измеряется, где хранится эталон массы?

Но сначала мне нужен русский богатырь оказать помощь и разбить стакан молотком…Почему не получается. Какое физическое явление здесь? Где наблюдается аналогичное явление?

(В кузнице – наковальне применяют. Удар молота приходится по телу, имеющему достаточно большую массу. Действие молотка незначительно).

А теперь побудем маленькими. Заглянем в сказки.

  1. Что происходит при вылете стрелы из лука?
  2. (вылет стрелы обеспечивает взаимодействие с натянутой тетивой). (Слайд 2)

  3. От чего вращается ветряная мельница;
  4. (вызвано взаимодействием крыльев с воздухом) (Слайд 3)

  5. Приведите пример явления взаимодействия тел. (Облака взаимодействуют с землёй и окружающими слоями воздуха.) (Слайд 12)
  6. Почему при выстреле приклад ружья нужно плотно прижимать к плечу? (Слайд 4)
  7. Опишите характер движение воздуха и крыльев птицы при её взлёте. (Слайд 4)
  8. Сравните скорости вначале покоившихся тел, после их взаимодействия (пуля + ружье, мальчик + плот, мальчик + лодка) (Слайд 4;6)

2. Изучение нового материала

Проблема: как вы думаете, при взаимодействии двух тел их скорости всегда меняются?

- Почти всегда. Одно тело после взаимодействия приобретает скорость, которая может существенно отличатся от скорости другого тела.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами исследуем движение игрушки (Слайд 14, вместо тележек используем детские игрушки.)

Опыт: Тележки разъезжаются, с какой скоростью?

(Различными, причем более массивные движения с меньшей скоростью.)

Как можете объяснить это явление? (у тележек разная масса, поэтому и скорость у них разная). Как связаны между собой скорости тележек и их массы? Давайте сравним массы взаимодействующих тел по изменению их скоростей. Задача. Скорости машинок до взаимодействия=0.После взаимодействия скорость первой машинки изменилась на 15м/с ; скорость другой – на 30м/c. Какой вывод даёт это сравнение скоростей?

Вспомните в каком случае вы наблюдали одинаковые скорости тел после их взаимодействия. (Слайд 14).По рис.45 стр.43 самостоятельно рассуждаем и выясняем направление и модуль скоростей лодки и человека после его прыжка на берег.
Вывод:
Во сколько раз скорость первого тела больше (меньше ) скорости второго, во столько раз масса первого тела меньше (больше) массы второго.

Из этого вывода вытекает понятие инертности.

Инертность – (лат.) iners , род. Падеж inertis – бездеятельность, неподвижность.

Прочитайте на странице 45 учебника какое тело называют более или менее инертным.

Для всех тел характерно свойство по-разному менять свою скорость при взаимодействии? Как называют это свойство?

Ответ: Опыты рассказывают, что все тела способны менять свою скорость. Это свойство – инертность.

Так что же такое масса?

Масса – это физическая величина, которая характеризует его инертность.

Одна из основных характеристик материи, определяющая её инерционные и гравитационные свойства. Соответственно различают массу инертную и гравитационную.

Вспомните, кем было введено понятие массы в механике? (Ньютон)

Определенная отношением изменения скорости, движения тела и величиной его массы эта масса называется инертной массой .

Свойства тел являются мерой инерции тела: при постоянной силе, чем больше масса тела, тем меньше ускорение оно приобретает, т.е. медленнее меняется состояние его движения (тем больше его инерция).

Единица массы – килограмм (кг.) обозначается буквой m.

Международный образец (эталон) – кг. Изготовлен из сплава 2 металлов: Платины и иридия. Хранится в городе Севре (близ Парижа). С международного эталона сделано 40 точнейших копий, разосланных в разные страны. Одна из копий хранится в Санкт– Петербурге институте метрологии им Д. И. Менделеева.

В не СИ: 1 т = 1000 кг = 10 ? кг

1 ц = 100 кг = 10 ? кг

1 г = 0,001 кг = 10?? кг

1 мг = 0,000001 кг = 10?? кг

Рассмотрим, какова масса молекулы?

Масса молекулы водорода mo = 3,3 · 10 ??? г в виде 0,00000000000000000000000033 или г.

3. Закрепление

Обсуждение вопросов:

  1. Как проводился опыт с двумя взаимодействующими машинами?
  2. Каким образом можно установить, что масса одной из тележек больше, а другой меньше?
  3. Какова единица массы в СИ?

Какие единицы массы также используются на практике?

ЗАДАЧА

Итог: Чем же мы с вами сегодня занимались ребята? Что вам понравилось? Какие факторы послужили для тех утверждений, который вы сделали сегодня на уроке?

Небольшой доклад биографии Ньютона И. , другие измерения массы, придумать задачу, которую можно решить с помощью изученного вами материала.

Принести маленькие игрушки.

§19. Упр. 6 (1,2,3).

И в завершении этого я могу сказать о Вас, что Эти Ребята Умеют Думать и Толковать, Эрудит!

Молодцы, спасибо.

Ребусы.

Презентация

20.06.2010