Урок литературы в 11-м классе по теме "Авторская песня"

Разделы: Литература


Цели:

  • узнать, когда возник этот жанр, каковы основные темы и направления этого жанра, познакомиться с представителями этого жанра;
  • развивать умения выразительного чтения произведений, представления презентаций;
  • способствовать воспитанию внимательности и любознательности.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютеры,
  • магнитофон,
  • DVD,
  • CD "Кирилл и Мефодий" (уроки литературы 11 класс)

Ход урока

I. Вводное слово учителя. Объявление темы урока. Постановка целей.

II. Новая тема.

Слово учителя:

Авторская песня, или Бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Основной упор делается на поэтичность текста и простоту аранжировки. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины "авторская песня" и "бардовская песня" как синонимы, другие разграничивают эти понятия.

Презентация учителя по теме "Авторская песня" (Приложение № 1)

Слово учителя:

На исходе 50-х годов в поэзии сложился жанр авторской песни

(Презентация, слайды 1, 2)

Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры. Минуя печать, авторская песня обращалась к широкой аудитории. Автор доверительно обращается со слушателями.

(Презентация, слайд 3)

Отсутствие композиторского исполнительского профессионализма оказалось достоинством, т. к. придавало песне естественность.

(Презентация, слайды 4-10)

Презентации по творчествупоэтов-бардов (сделаны учащимися):

Творчество Юрия Визбора (1934-1984) (Презентация. Приложение 2)

Прослушивание песни "Солнышко лесное" (магнитофон)

Творчество Булата Окуджавы (1924-1997) (Презентация. Приложение 3)

Прослушивание песни "Песенка об Арбате" (магнитофон)

Творчество Виктора Цоя (1962-1990) (Презентация. Приложение 4)

Песня Цоя " Хочу перемен" (в исполнении учащихся под гитару)

"Кирилл и Мефодий" (Уроки литературы, 11 класс)

Кадры о В.Высоцком (17-24 кадры)

Прослушивание песни "Охота на волков" (магнитофон) - 3 минуты

Доклады учащихся: (Приложение 5)

- Александр Галич (1918-1977)

- Юлий Ким (род. 1936г)

7) DVD "Концерт группы ДДТ" (2-3 песни)

8) Вывод по уроку:

С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное русло.