Внеклассное мероприятие "Виталий Бианки"

Разделы: Начальная школа


1. Играет спокойная музыка. Учитель читает отрывок из рассказа Бианки.

“Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка, или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе… и перед наблюдателем раскрывается ещё один лесной секрет”. А потом обо всём, что увидел, Виталий Валентинович рассказывал ребятам в книжках, помогая проникнуть им в чудесные тайны природы.

2. Сообщение темы.

- Сегодня, мы поговорим о замечательном писателе Виталии Валентиновиче Бианки (обратить внимание на портрет).

В.В. Бианки родился в Петербурге 30 января 1894 года, умер в 1959 году. В этом году ему исполнилось бы 115 лет.

Ещё мальчишкой он проводил в лесу всё свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём “разговаривают” птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие – на воде или под водой. Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках нашей Родины. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную “Лесную газету” - календарь природы нашей страны.

3. Рассматриваем книгу В. Бианки “Лесная газета”. О чём пишут? Что сообщают? Читаем рассказ “Купание медвежат”.

4. Выставка книг “Чьи это ноги?”, “Кто, чем поёт?”, “Чей нос лучше?”, “Лесные домишки”.

- Обратите внимание на выставку книг (перечислить названия книг). В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой.

5. Игры.

- Сейчас мы, с вами, тоже, проверим, кто из вас самый наблюдательный? Для этого поиграем в игры, которые я для вас приготовила.

Первая игра называется “Кто лишний?”.

- Посмотрите на картинку и скажите, кто здесь лишний и почему?

- Что вы о них знаете? Расскажите.

- Дети рассказывают, а учитель показывает им книги Бианки, в которых можно узнать об этих животных.

Вторая игра называется “Отгадай”.

Рассмотрите силуэты животных, отгадайте.

6. Продолжает рассказ учитель.

- Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа “Мышонок Пик”, знакомимся с бедным муравьишкой, которому нужно попасть домой до захода солнца (показ книги).

- Ждём, когда из чащи бесшумно вынырнет пробирающийся сквозь заросли сильный и ловкий лось Одинец (показ книги).

7. Отгадывание ребусов.

– Сейчас я хочу предложить вам отгадать ребусы. В них скрыты названия зверей.

8. Продолжает рассказ учитель.

- Герои Бианки – это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья – ребята.

Сергейка из рассказа “Кузя двухвостый” мечтает поймать какую-нибудь птичку (показ книги).

Находчивый Егорка из рассказа “По следам” не растерялся даже тогда, когда ночью в лесу его окружили волки (показ книги).

А первокласснице Майке даже удалось побывать в настоящей лесной сказке (“Зимнее летечко”) (показ книги).

Но лучше если вы сами прочитаете эти книги. Любая из них интересна!

9. Чтение произведения В. Бианки “Хвосты”.

- Сейчас мы прочитаем ещё одно произведение Бианки “Хвосты”, а после чтения проведём “Хвостатую викторину”.

10. Викторина.

Его хвостик летом серый, а зимой белый (заяц).

Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых (корова).

Нос пяточком, хвостик крючком (свинья).

Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков (белка).

Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик (овца).

Он ловил хвостом рыбу в проруби (волк).

У этого великана нос намного длиннее, чем хвост (слон).

Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу (лиса).

Для этого речного строителя его хвост является и рулём и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму (бобр).

Одни взмахом хвоста – она разбила золотое яичко (мышь).

Сапоги со шпорами, хвост с узорами (петух).

Эта птица на своём длинном хвосте “разносит новости по лесу” (сорока).

Отгадывание кроссворда.

– У нас осталось ещё одно задание, отгадать кроссворд про животных и прочитать ключевое слово.

1. На овчарку он похож:
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

2. Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрища. (Лиса)

3. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

4. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грузен был… . (Кабан)

5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Лось)

6. Пусть я птичка - невеличка;
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)

7. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … . (Воробей)

8. Вот так звери!
Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (Бобры)

9. Спиною зеленовата,
Животом желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

10. Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя она называет? (Кукушка)

11. Стройный, быстрый,
Рога ветвистые,
Носится весь день,
Кто это? (Олень)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают песни в них
Звонко… . (Соловьи)

- Должно получиться ключевое слово “Виталий Бианки”.

11. Итог.

Мы сегодня познакомились с замечательным детским писателем Виталием Валентиновичем Бианки. Я приглашаю вас в библиотеку, где вы можете взять книги этого писателя и прочитать сами. А ещё я хочу пожелать вам быть внимательными к окружающей природе, беречь и любить её.