Урок русского языка во 2-м классе по теме "Число имени существительного. Единственное и множественное число"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа; некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа;
  • повторение изученного об имени существительном; одушевленные и неодушевленные;
  • развитие монологической речи учащихся, умение работать в группе;
  • воспитание чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.

Оборудование: карточки со словами; указка с бабочкой; орфографические словарики, картинки с группой слов во множественном и в единственном числе; картинки с хакасским народным инструментом – чатханом, скачки по степи; магнитофон с записью хакасских народных мелодий; елочку с цветными кружками.

Методы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии; самостоятельная и индивидуальная работа; работа в группах, парах; комфортность обучения.

Приемы работы: средства речевого воздействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение); артистизм учителя при участии его в учебном диалоге.

1. Организационный момент

а) Прозвенел звонок. Начинается урок. Чтобы урок был успешным, повторяйте за мной слова:

Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Мое внимание растет,
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

б) Мобилизующий этап. Логическое задание.

в) Подготовка руки к письму. Чтение числа. Запись числа.

2. Повторение изученного.

а) Береза, собака, читает, заяц, суббота, деревья. Какое слово лишнее и почему? Что объединяет все остальные слова?

Разделите данные имена существительные на 2 группы (одушевленные – неодушевленные, словарные).

– Что еще знаете об имени существительном?

б) Чистописание.

Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она встречается только один раз. Обозначает гласный звук [у]. Охарактеризуйте этот звук. Составьте цепочку, в которую вошла бы строчная буква у.

в) Все ли слова вам знакомы по написанию? (Деревня.)

– Как вы понимаете смысловое значение слова?

г) Работа по словарю. Запись с проговариванием, ударение, выделение орфограммы, деление на слоги. Составление предложения. Запись интересного предложения. Проверка. Найти главные члены предложения.

3. Физминутка для глаз.

Прилетела бабочка, села на указку, попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.

4. Изучение новой темы.

А) Прочитайте слова, которые развешаны по классу.

– Какой частью речи они являются? Разделите их на две группы. Запись в столбик (сад, дождь, мост).

– Почему именно эти имена существительные записали в эту группу? Вывод.

– Какие имена существительные вошли во 2-ю группу? (сады, дожди, мосты)

– По какому признаку объединили эти существительные?

– Пишем в сокращенном варианте (мн. ч). Вывод.

– Прочитайте парами эти слова в столбиках.

– Вывод: имена сущ. изменяются по числам. И могут иметь формы единственного и множественного числа.

– Как изменяются им. сущ.?

Б) Работа с учебником. Правило.

5. Подвижная физминутка (движения + язычок): выходим на просторы наших ширинских степей, смотрим на коня, ловим, тянем к себе, садимся на коня и едем. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее. Останавливаемся. Спрыгиваем и отпускаем коня. А теперь под музыку чатхана. Это хакасский народный инструмент. Играет наш знаменитый земляк – Алексей Щетинин.

6. Закрепление.

А) упражнения по вариантам. По желанию – работа с трудным заданием по карточкам. Проверка.

Б) Работа в группах. Задание на карточках (картинки): записать существительное сначала во мн.ч., а потом попробовать в ед.ч. Проверка: выходят по одному представителю от группы. Есть проблема – не смогли из ед.ч. во мн.ч. и из мн.ч в ед.ч.

– Какой вывод можно сделать? (Есть имена сущ., которые могут иметь форму только ед.ч. или форму только мн.ч.)

В) Творческая работа.

– Прочитайте текст. Определите, о каком зверьке идет речь.

...всю зиму (ж(и/ы)вет (на) растительной пище. Ест заготовленные (с) ос(е/и)ни грибы. Лущит (о/а)решки. А весной любит полакомиться м(я/и)сным.

– Какие орфограммы встретились?

– Назовите имена сущ. мн.ч. назовите имена сущ. ед.ч.

7. Итог урока.

А) Над чем мы сегодня работали на уроке?

Б) Сейчас мы посмотрим для кого сегодняшний урок прошел не напрасно.

– Кто пополнил свои знания новым багажом, возьмут кружки розового цвета и украсят нашу елочку.

– А кто испытывал трудности, возьмите кружки желтого цвета и украсьте елочку.

– И кому было просто интересно, возьмите кружки оранжевого цвета, украсьте.

В) Домашнее задание.

Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить наш урок словами поэта Сергея Острового.

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.