Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корнях слов, приставках и падежных окончаниях имен существительных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Слайд 1. Презентация

Цель: закрепить умение распознавать безударные гласные в частях слова, осознавать структуру слов, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; умения распознавать орфограммы; развивать орфографическую зоркость; формировать интерес к поэтическому слову.

Задачи урока: усвоить особенности проверочных и проверяемых слов, овладеть способами проверки; отрабатывать последовательность действий при написании падежных окончаний имен существительных.

Знания, умения и навыки: развивать навык правописания безударных гласных в корне слова, приставках и падежных окончаниях имен существительных; формировать умение распознавать в корне, приставке и в окончании существительных букву, которую нужно проверять (орфограмму) и умение проверять.

Ход урока

I. Оргмомент (проверка рабочих мест).

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Слайд 2.

Ребята, сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие по нашему Краснодарскому краю с буквами, которые требуют проверки. А какие это буквы? (Гласные: а, о, е, и, я)

III. Минутка чистописания. Слайд 3.

IV. Словарная работа.

Учитель: Наше путешествие мы начнём из ст. Ольгинской автобусом в город Краснодар. Кто знает, в какой части края расположена наша станица? (В северной, на Азово-Кубанской равнине). Наша равнина славится богатым урожаем.

Слайд 4.

Первую остановку мы делаем остановку в городе Тимашевске, чтобы собрать наш урожай в корзинку. Продолжаем наше путешествие на автобусе. И вот мы в городе

Краснодаре. На рекламном щите надпись. Прочтите её.

Ты, Кубань, ты наша Родина!

Что это за слова? (Первая строчка гимна Кубани)

Почему так говорят, что Кубань - наша Родина? (Ответы детей)

Какими близкими по значению словами можно заменить слово Родина? (Отчизна, Отечество)

Слайд 5.

V. Работа по теме урока.

1) Игра “ Найди лишнее слово” (Вставить пропущенную букву, и объяснить написание)

Керченский пр.лив

г.ра Фишт

г.ра Цахвоа

лиман

Ростовская область

р.ка Кубань

Учитель: Ребята, а кто из вас знает какие моря омывают наш край? (Азовское и Чёрное моря)

2) Составление предложения и его разбор по членам.

Давайте составим предложение со словом Керченский.

Керченский пролив соединяет Азовское и Чёрное моря.

Задание: разобрать предложение по членам, определить падеж и склонение имён существительных; при записи объяснить орфограммы.

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие из аэропорта города Краснодара на самолёте в г. Геленджик. И вот мы смотрим на наш край с высоты.

Если посмотреть на него сверху, с очень большой высоты, то он покажется тебе полосатым, как тигр.

Почему Краснодарский край сравнивают с тигром? (Ответы детей). Вот мы с вами летим над горами. Как они называются? (Главный Кавказский хребет). Какую часть территории края они занимают? (Южную часть). Мы благополучно идем на посадку. Температура за бортом самолёта + 16 градусов. Шасси самолёта коснулись земли. Всех с благополучным приземлением. Перед нами стоит новая задача, с которой нам необходимо справиться. Прочитать предложения, вставить пропущенные буквы, определить в какой части слова они встречаются и объяснить орфограмму.

Слайд 6.

3) Вставить безударную гласную. Ст. ит т.ш.на. В з.мнем л.су .сыпались листья в б.рёзовой алле. . Ре.ко п.казывается на н.б. ясное солнышко. Скоро з.вьюж.т лё.ким снег.м з.ма у.кие д.р.жк., в.тки д.ревьев.

VI. Физминутка.

А сейчас немного отдохнём.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Один, два, три, четыре
Вот так славно потрудились.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Вправо - раз, влево - два
Полилась ручьём вода.

Учитель. Продолжаем наше путешествие по Черноморскому побережью на пароходе из города Геленджик в город Сочи.

Слайд 7.

Но что это на нашем пути? Весёлые медузы окружили нас. Нам необходимо освободить путь и отгадать загадки, а к отгадке подобрать проверочные слова.

    1. По морю идёт, идёт,
    2. А до берега дойдет -
      Тут и пропадёт. (Волна)

    3. Я бегу струёй из крана,
    4. Бью ключом из-под земли,
      Я качаю в океанах
      Великаны корабли. (Вода)

    5. Течёт, течёт – не вытечет.
    6. Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

И вот мы в городе Сочи. Какая растительность здесь преобладает? (Субтропическая)

На берегу нас встречают пальмы с заданием.

Слайд 8.

1) Найди лишнее слово:

Скл.дной, ж.мчужный, п.граничник, мес.ность. (Лишнее слово “местность”; в этом слове пропущена непроизносимая согласная, а в остальных безударная гласная)

2) Вставить окончание существительных:

Без дорог. , возле речк., в магазин., по улиц., на площад., в море.

Слайд 9.

А теперь на самолёте мы возвращаемся в наш районный центр - город Приморско-Ахтарск. Приземляемся в лётной воинской части. А отсюда добираемся на автобусе в нашу школу.

Слайд 10.

Путешествие было долгим. И все мы проголодались. Давайте посетим столовую. Татьяна Сергеевна просит выполнить следующее задание. Ребята, кто знает кубанское первое блюдо на столе? (Борщ)

В меню на стенде имеются ошибки.

3) Исправь ошибки.

Для зилёного барщя нужен щявель.

Слайд 11.

Как видите, наши знания - надёжное спасательное средство. Вот мы и дома, в нашей родной школе и сыты.

VII. Итог урока.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Что нужно помнить о правописании приставок?

Как написать безударное окончание имени существительного?