Урок окружающего мира во 2-м классе на тему "Лесные опасности"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Дать представление о том, какие опасности могут подстерегать детей в лесу.
  • Развивать коммуникативные навыки детей, внимание, логическое мышление, познавательный интерес.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

  • Научиться различать “съедобные” и “несъедобные” грибы и ягоды.
  • Научиться правильному поведению, если рядом летают жалящие насекомые (пчёлы, шмели, шершни, осы).
  • Научиться оказывать первую помощь при укусе жалящих насекомых.

Оборудование:

  • Учебник “Мир вокруг нас”,
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2-го класса.
  • Медиапроектор.
  • Презентация к уроку.

Ход урока

Время Этап урока Номер слайда Деятельность учителя Деятельность ученика
1 мин. Эмоциональный настрой на работу на уроке.   Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу, подарим друг - другу хорошее настроение Слушают учителя, смотрят друг на друга, улыбаются. Получают положительный настрой на работу.
6 мин. Проверка домашнего задания   Учитель загадывает загадки:

Предлагаю вам загадки,
Отвечайте по порядку.
Кто ответит лучше всех,
Того ждёт большой успех.
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
На пути передо мной.
Я и дома, и не дома,
Между небом и землёй.
Отгадайте- ка, друзья, где же я? /Балкон/

- Какие опасности подстерегают нас на балконе?

Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно. /Электричество/

- Зачем нужно электричество?

- Какие электрические приборы вы знаете?

- Какие опасности они могут представлять для человека?

Ей набили мясом рот,
И она его жуёт,
Жуёт, жуёт и глотает -
В тарелку отправляет.  /Мясорубка/

- Какие ещё приборы имеют крутящиеся детали?

На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу,
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. /Стул/

После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. /Утюг/

Дети разгадывают загадки, называют отгадки и рассказывают правила безопасности, которые необходимо соблюдать при обращении с данными предметами.

Дети рассказывают о том, что нельзя высовываться из окон, сидеть на подоконниках, свешиваться с балкона, т.к. можно упасть.

Ученики рассказывают правила пользования электрическими приборами, выключателями, розетками: нельзя трогать их мокрыми руками, не прикасаться к оголённым проводам.

Дети рассказывают о том, что нельзя засовывать пальцы в бытовую технику, имеющую крутящиеся детали.

- соковыжималка

- кофемолка.

Дети рассказывают о том, что перед тем, как влезть на стул, нужно убедиться в том, устойчиво ли он стоит.

Дети рассказывают о том, что нужно брать утюг только за ручку, чтобы не обжечься, не тянуть за шнур.

5 мин. Постановка темы и целей урока. Повторение правил поведения в лесу. С-1

С-2

Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.

Учитель читает стихотворение:

Ёжка суп варить решила.
Змей сушёных накрошила,
Развела большой костёр
И поставила котёл.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор -
Отыскала мухомор,
Для приправы бузины,
Для отравы белены,
И отличной свежей тины…
Супчик вышел-то, что надо:
Целых двадцать литров яда!

- Хотели бы вы попробовать этот супчик? Почему нет?

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Лесные опасности”

- Какие опасности нас ещё могут подстерегать в лесах?

- Чему надо научится на уроке?

- А где проще всего изучать лесные опасности?

Конечно в лесу, поэтому я приглашаю вас в волшебный лес, но чтобы туда попасть, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети слушают стихотворение, определяют тему и задачи урока, отвечая на вопросы учителя.

Вспоминают, как вести себя в лесу.

10 мин. Работа по теме ядовитые растения. С-3

С-4, 5, 6

C- 8

C- 9, 10, 11

С-12

Вот наконец-то мы в лесу. Посмотрите, кто нас встречает. Это гномик Гоша. Он много лет живёт в лесу и поэтому знает все его тайны. Он поможет нам познакомится с ядовитыми растениями. Посмотрите, какие растения приготовил для вас Гоша.

- Прочитайте название растений.

- Какие из этих растений вам знакомы?

- Какие растения вам неизвестны?

- Можно ли собирать в лесу растения, которые не знаете?

Эти растения очень опасны для жизни человека.

- Что это за растения?

- Чем они опасны?

- Как их узнать в лесу?

На все эти вопросы мы сейчас ответим.

Гоша приготовил вам сообщения об этих растениях. Каждая группа изучит одно растение.

Посмотрите, куда теперь привёл нас Гоша.

Это грибная опушка.

- На какие группы можно разделить эти грибы? /Cъедобные - несъедобные/

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Какие грибы нельзя есть? Почему?

- Что можете сказать про грибы на этой опушке?

- Какие грибы похожи?

- Почему важно уметь их различать?

- Но есть среди грибов такой гриб, который знают как взрослые, так и дети. Что это за гриб?

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. /Мухомор/

Гоша хочет узнать. Насколько хорошо вы научились различать ядовитые растения. Он приготовил для вас следующее задание, которое вы будете выполнять по вариантам.

Рассматривают растения на слайде, читают их названия. Находят знакомые и незнакомые растения.

В группе читают текст, обсуждают, отвечают на вопросы к тексту, один из участников группы рассказывает о растение классу. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Рассматривают грибы, делят их на две группы, выделяют съедобные и несъедобные грибы. Выясняют, что некоторые грибы похожи и их, при сборе, можно спутать. Выясняют характерные особенности каждой пары грибов.

Дети работают самостоятельно по карточкам: 1 вариант раскрашивает в карточках ядовитые растения, 2 вариант раскрашивает полезные растения. Проводится взаимопроверка и взаимооценка в парах сменного состава.

5 мин. Физкультминутка С-13

С-14,15,

16,17

С- 18

Дубрава здоровья.

На нашем пути дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть. Я буду называть жителей леса, а вы – выполнять движения.

Зайчата - прыгают,
Птицы - машут руками,
Змея - присесть
Цветы - встать.

Когда в дубраве были туристы, то они громко включали музыку, пели песни.

- Какое правило поведения в природе они нарушили?

Правильно, это очень важное правило - не шуми.

- А почему нельзя шуметь в лесу?

- Какие животные разлетелись по нашей дубраве? /По классу развешаны иллюстрации: оса, шершень, шмель, пчела/

- Как, одним словом можно назвать этих животных?

- По какому признаку вы отнесли всех этих животных к насекомым?

- Этих насекомых называют “жалящими насекомыми”. Как вы думаете, почему?

Обычно, эти насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты.

- Как защитить себя от укуса жалящего насекомого? /Показывает на слайде начало предложения, а после обсуждения, открывает текст слайда полностью/

- Что делать, если насекомое всё же ужалило?

Дети выполняют физические упражнения.

Дети рассказывают о том, почему нельзя шуметь в лесу / распугаешь зверей и птиц/.

Делают зарядку для глаз по системе Базарного- ищут по классу картинки насекомых, вспоминают их название.

Выделяют понятия “насекомые”, “жалящие насекомые” / у этих насекомых есть жало, они могут ужалить/

Дети выдвигают гипотезы “Как вести себя в данной ситуации, чтобы уберечься от укуса жалящих насекомых”,

Затем совместно с учителем читают вторую половину текста на слайде в подтверждение сказанного ранее.

Читают и обсуждают правила безопасности.

3 мин. Итог урока.   Вот и закончилась наша прогулка по лесу. Гоша прощается с нами и хочет узнать, чему мы научились на сегодняшней прогулке? Обобщают знания, полученные на уроке, выказывают своё отношение к уроку.