Урок по теме "Кислородные соединения углерода"

Разделы: Химия


Цель: Расширить и углубить представления по теме “Углерод” (представление об оксидах углерода).

Задачи урока.

  1. Повторить физические свойства углекислого газа, способы его получения в лаборатории и промышленности.
  2. Изучить химические свойства углекислого газа.
  3. Отработать практические навыки и умения учащихся.
  4. Показать связь знаний об оксидах углерода с жизнью.
  5. Организовать самостоятельную работу по изучению нового материала на дому по теме “Угарный газ”.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лабораторная работа, беседа, ролевая игра, самостоятельная работа, объяснение с демонстрацией опытов.

Методы урока: репродуктивный, программированный, эвристический, проблемный.

Оборудование и реактивы: учебник, таблица, известковая вода, мрамор, растворы кислот, прибор для получения газов, стеклянная посуда, лучинка, пластиковая бутылка, раствор гидроксида натрия, твердый гидроксид калия.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. (1 мин.)

2. Постановка проблемного вопроса. (1 мин.)

За последние десятилетие стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами. Согласно расчетам, поступление их из антропогенного источника в 10, а то и в 1000 раз больше, чем из естественных в зависимости от вещества.

Остро встает проблема – уберечь окружающую среду и здоровье человека.

Запись на доске: “ Чтобы на Земле было больше тепла, необходимо увеличить вырубку лесов - основных потребителей углекислого газа, а также уничтожить бестопливные источники энергии”

Сегодня на уроке нам предстоит подтвердить правильность высказывания или отвергнуть его.

3. Изучение нового материала. Оксид углерода (IV). (38 мин.)

Работа с таблицей “Оксид углерода (II) и оксид углерода ( IV )” [Приложение №1]. Презентация

В течение урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

3.1. Нахождение углекислого газа в природе. (1 мин.)

Уч: Содержание углекислого газа в природе составляет 0,03%. В 60 раз больше углекислого газа содержится в растворенном виде в морях и океанах. В течение каждого года отбирается из атмосферы примерно 1/50 всего содержащегося в ней углекислого газа растительным покровом земного шара, но эта убыль каждый год регулярно восполняется жизнедеятельностью животного мира, процессами дыхания и гниения. При извержении вулканов вместе с лавой из них изливается и оксид углерода.

3.2. Молекулярная формула. (1 мин.)

Уч: СО2

Уч: Возникает вопрос - каким способом можно собрать углекислый газ?

Д: Необходимо рассчитать молекулярную массу углекислого газа, сравнить ее с молекулярной массой воздуха.

3.3. Молекулярная масса.

М r (СО2) = 44

М r (возд.) = 29

Углекислый газ тяжелее воздуха в 1,5 раза.

Вывод: собираем газ методом вытеснения воздуха, пробирку держим дном вниз. 

3.4. Получение углекислого газа. (5 мин.)

Лабораторный опыт №1. [Приложение № 2]

1) В химической лаборатории.

Уч: Запишем уравнение химической реакции:

Д: СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + СО22О (ученик работает у доски).

Уч: Запишите уравнение в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

2) В промышленности.

Уч: В промышленности СО2 получают обжигом известняка.

                  t
СаСО3 = СО2 + СаО

3.5. Физические свойства углекислого газа. (1 мин.)

Уч: Назовите физические свойства углекислого газа.

Д: Бесцветный газ, растворимый в воде, тяжелее воздуха в 1,5 раза, термически устойчив, при сжатии легко переходит в жидкое и твердое состояние. Твердый СО2 (“сухой лед”) при комнатной температуре возгоняется, т.е. переходит в газообразное состояние, минуя жидкое.

3.6. Химические свойства углекислого газа. (15 мин.)

Общие с другими оксидами.

Уч: К какой группе оксидов относится углекислый газ?

Д: По химическим свойствам СО2 является кислотным оксидом.

Уч: Какие химические свойства характерны для углекислого газа как представителя кислотных оксидов?

  1. Взаимодействует со щелочами.
  2. Взаимодействует с основными оксидами.
  3. Взаимодействие с водой.

Уч: Демонстрационный опыт №1. [Приложение № 3]

Уч: Наблюдаем деформацию пластиковой бутылки. Почему это происходит?

Д: Углекислый газ вступает во взаимодействие с гидроксидом натрия, его концентрация уменьшается, т.к. образуется соль. Бутылка сжимается.

Уч: Написать уравнение реакции в таблице.

1) NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O

КOH + CO2 = К2CO3 + H2О

2)Взаимодействие с основными оксидами учащиеся разбирают самостоятельно.

MgO + CO2 = MgCO3

3) Взаимодействие с водой.

Уч: Демонстрационный опыт № 2. [Приложение № 4]

Уч: Как изменил свою окраску лакмус?

Д: Лакмус изменил окраску с фиолетовой на красную.

Уч: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Образовалась кислота.

Уч: Запишите уравнение реакции в таблицу.

Н2О + СО2<->Н2СО3

Специфические свойства.

Уч: 1) Окислительные свойства углекислого газа

Определите степень окисления углерода в углекислом газе.

Д: С+4.

Уч: Окислителем или восстановителем является углекислый газ?

Д: Углекислый газ является слабым окислителем.

Уч: 1) Горение магния в среде углекислого газа.

2 Mg + CO2 =2MgO + C

Ученик у доски разбирает реакцию как ОВР.

Некоторые активные металлы способны отнимать кислород от углерода углекислого газа.

2) Взаимодействие с гидроксидом кальция (Качественная реакция на углекислый газ)

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Уч: Какой признак реакции вы наблюдаете?

Д: Выпадение осадка белого цвета.

Вывод.

Уч: Углекислый газ - кислотный оксид, вступает во взаимодействие с щелочами, основными оксидами. При взаимодействии с водой образуется нестойкая угольная кислота. Углекислый газ проявляет слабые окислительные свойства.

3.7. Роль в природе и жизни человека. (15 мин.)

Ролевая игра “Суд над углекислым газом”. [Приложение № 5]

Решение суда каждый ученик записывает дома самостоятельно.

4. Заключительный этап. (4 мин.)

Уч: Возвращаемся к записи на доске: “Чтобы на Земле было больше тепла, необходимо увеличить вырубку лесов- основных потребителей углекислого газа, а также уничтожить бестопливные источники энергии”. (Учащиеся высказывают свое мнение)

5. Рефлексия. (1 мин.). [Приложение № 6]

Запись Д/З.

Параграф № 30 (до угольной кислоты), вынести и записать в тетради решение суда, заполнить 3 колонку в таблице “Оксиды углерода”.