Гражданско-патриотическое воспитание школьников посредством музейной педагогики

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Распад советского государства вызвал структурные изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Перемены коснулись не только политической системы, но и в первую очередь всей духовно-нравственной области. Эти события привели к экономическим, социальным, политическим, идеологическим и национальным противоречиям в постсоветском обществе. Постепенно многие проблемы стали разрешаться. Однако сложнее всего, оказалось, решить проблемы духовно-нравственного характера. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Кроме того, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его историческим корням. Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы со школьниками. Несомненно, одна из главных ролей в формировании патриотического воспитания принадлежит деятельности школьного музея. «Школьный музей – единственная школьная общественная структура, устоявшая в период различных социальных потрясений в стране».

Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности школьника, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

Осознавая это, педагогический коллектив нашей школы, приложил все усилия для того, чтобы открыть музей в школе. Необходимо отметить, что краеведческая работа в школе велась еще с начала 1980-ых годов, когда старшая пионер вожатая того времени Татарова Валентина Кирилловна организовала краеведческий кружок в школе, с этого времени велась большая работа по сбору материала. На момент открытия музея 1 ноября 2002 года был собран огромный материал из истории села, школы, фотографии известных людей, выходцев из Аршаново.

Музей стал большим помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наше село – нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей сельской школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности, учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическим навыками, поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Основная функция школьного музея – образовательно-воспитательная.

Деятельность музея носит общественно-полезную гражданско - патриотическую направленность – сохранение памяти, забота о ветеранах, организация и участие в различных акциях, волонтерское, тимуровское движение. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности школьника.

Школьный музей не ограничивается поисково-собирательской и экскурсионно-просветительской деятельностью. Накоплен огромный опыт по формам работы, многие из которых стали традиционными: конференции, уроки мужества, тематические выставки, уроки-презентации, проектные работы.

Такой широкий спектр работы позволяет музею привлечь к активной деятельности многих школьников и превращает его в центр гражданско-патриотического воспитания в школе и селе. Учащиеся школы с большим интересом принимают участие в работе музейного кружка «Истоки».

В нашей работе школьный музей рассматривается образовательных, с одной стороны, как средство гражданско-патриотического воспитания, а с другой – как условие для создания педагогических ситуаций, развивающих три стороны личности школьника: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенно-практическую.

По итогам исследовательской работы учащимися были созданы проекты:

«Мое село – отражение истории моей Родины», «Ветераны Великой отечественной войны», «Ветераны – труженики тыла», результатом поисковой работы детей стала серия проектов «Мои земляки – моя гордость», в которую вошли подпроекты о выдающихся людях нашего села.

Основы духовной нравственности ребенка закладываются в семье – это стало одним из направлений нашей работы. Совместно с родителями дети оформили альбомы своей родословной «Древо рода», рода Аршановых, Котожековых, Конгаровых, Килижековых, Тюкпиековых. Учащиеся с большим удовольствием и гордостью рассказывают о своих родителях, бабушках и дедушках, о том какой вклад внесли они для развития села, школы. Работа по составлению родословной обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на подростков.

Стали традиционными вечера-встречи с композиторами, поэтами. Вечера-памяти, посвященные знаменитым людям нашего села: Щукин Анатолий Васильевич, заслуженный артист РСФСР, землякам-героям Великой Отечественной войны, героям труда. Подготовлены уроки- презентации «Поэт – божьей милостью» (М.Р.Баинов), Троякова А.Ф. – автор первого хакасского букваря, «Будем знакомы – будем друзьями» (о школьных спонсоарх), «Возвращаясь к своим корням…», «Школьные годы чудесные!» (альбом о выпускниках разных лет, начиная с 1935 года ). Интересно проходят встречи с Аршановой А.Е., членом союза композиторов, автор хакасских песен, долгое время ей пришлось жить в дали от родного дома, Родины, тоску по родной земле, близким людям она выражала в стихах и музыке, которые пронизаны любовью к родной земле.

Особое место в музее занимает стенд, посвященный Сунчугашеву М.К., директору совхоза «Путь к коммунизму» (1977-1990гг.). Благодаря его труду и стараниям в Аршаново было построено много домов, новое здание школы, дом культуры, прекрасный 2-эажный детский сад, интернат, дом быта. Много внимания уделял жизни школы и развитию художественной самодеятельности. При нем был сформирован коллектив песни и танца «öрiнiс», получивший звание народного.

Таким образом, музейное дело помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края, села, школы «изнутри», понять, как много сил и душ вложили их предки в культуру края. Воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Классный час для учащихся 8-11 классов.

Тема: Их подвиг в памяти народной.

Цель: воспитание патриотизма на примере героических подвигов односельчан.

Задачи:

  1. Познакомить с подвигом односельчан в ВОВ;
  2. Развивать познавательный интерес к изучению истории малой Родины;
  3. Прививать любовь к Родине через изучение истории родного края.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

2. Изучение темы.

Учитель: Каждый год отмечаем мы День Великой Победы, день святой народной памяти. Однако, в наше время всё реже вспоминаем имена, составляющие славу Отечества. Тема нашего классного часа «Их подвиг в памяти народной». Сегодня мы будем говорить о подвиге наших земляков-односельчан в годы Великой Отечественной войны. Мы хотим отдать дань уважения людям, которые воевали и победили. Сейчас я предлагаю посмотреть кадры о том, как началась война 1941-1945 годов.

Просмотр фрагмента фильма «Первые дни войны». (2 мин.)

Учитель: Вместе со всей страной на оборону Отчизны встали и жители Хакасии. С Хакасской автономной области ушли на фронт 62 тыс. солдат. Пройдя весь фронтовой путь до Берлина 20 тыс. с лишним солдат не вернулись в родную Хакасию.

Просмотр фрагмента фильма «Хакасия в годы войны» (2 мин.)

Учитель: Необходимо было в короткий срок перестроить экономику на военный лад. По всей стране звучал лозунг «Все для фронта! все для Победы». Не оставалась в стороне и Хакасия. Предлагаю послушать сообщение о том, какой вклад внесла Хакасия для фронта в начале войны. (Сообщение ученицы.)

Просмотр слайда «Сравнительные данные».

Учитель: Вместе с земляками в первые дни войны на фронт ушли выходцы с Алтайского района, в том числе с Аршаново. Более 200 призывников из Аршаново Воевали в частях и соединениях 24-ой армии. С поля боя не вернулись более 120 тыс. земляков. На сегодняшний день на территории Аршановского управления проживает 3 ветерана. Сегодня у нас в гостях Доможаков Василий Петрович. Василий Петрович является участником прорыва блокады Ленинграда. Василий Петрович, расскажите пожалуйста как это было.

Слово ветерана.

Рассказ ученика о фронтовом пути Доможакова В.П.

Учитель: В борьбе против немецко-фашистких захватчиков Советская Армия опиралась на могучий тыл.

Просмотр фрагмента фильма «Тыл в годы войны» (2 мин.)

Учитель: многие труженики тыла были удостоены высоких государственных наград. Ознакомила со списком тыловиков односельчан удостоенных высоких наград.

Учитель: Самой сложной задачей была проблема обеспечения предприятий рабочей силой. Вместо ушедших на фронт рабочих вставали женщины, дети и старики. Как в это время жили в Аршаново расскажет гость классного часа Полынцева Фаина Тимофеевна, ей тогда было 15 лет.

Слово труженице тыла.

Учитель: таким образом, мы видим, что никто не остался в стороне в эти тяжелые для страны дни. Советский народ отстоял нашу великую Родину. Победа была за нами. Радостно встретила это известие страна.

Просмотр фрагмента фильма «День Победы»

Учитель: гордится Хакасия своими сыновьями, которые удостоены звания Герои Советского Союза.

Просмотр слайда «Герои Советского Союза Хакасии»

Учитель: Я думаю, что каждый из вас что-то узнал нового для себя, может быть изменил свое мнение, отношение к ветеранам, малой Родине и в целом Отчизне. Хотелось бы закончить наш классный час на лирической ноте. Исполнение песни «Хумартхы тас» на хакасском языке(автор-композитор Аршанова А.Е., ).

Всего доброго.

Спасибо ветеранам за интересный рассказ.