Выборы — шаг в будущее (деловая игра)

Разделы: История и обществознание


Цель: повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей.

Задачи:

  • В форме деловой игры направить деятельность учащихся и их родителей на повышение правовой грамотности и политической культуры избирателей и подрастающего поколения.
  • Информировать будущих избирателей и их родителей об избирательных кампаниях, об истории выборов, развитием парламентаризма и избирательной системы России.
  • Воспитывать у подростков активную жизненную позицию.

Оборудование: мультимедийная система, микрофоны, принадлежности для рисования избирательные кабинки, урны.

ХОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Учитель. Добрый день, уважаемые гости, ребята и коллеги. Разрешите мне открыть очередное заседание круглого стола по проблемам избирательного права в России, а так же проблеме многопартийности в современной России.
Уважаемые участники круглого стола, сегодня мы с вами попытаемся разобраться в следующих вопросах:

– Кому предоставляется право избирать и быть избранным в нашей стране?
– В соответствии, с какими принципами проводят выборы в России?
– Кто имеет право выдвигать кандидатов?
– Как, собственно говоря, проходят выборы?
– Как проводится голосование?
– Как происходит подсчет голосов?

И помогут нам с вами в этих вопросах помощник депутата городской думы Краснодарского края Черпаков Юрий А, представитель от партии КПРФ Журба В.А., представитель от партии «Единая Россия» Баладыга В.Л., член избирательной комиссии №22-67 по Прикубанскому округу Чекемес Н.А., учащиеся 75 школы, родители. А так же наши художники, которые постараются все изображать на листах бумаги.

Учитель (ведущий). Для России, начавшей строить демократическую государственность только в 1992 г., чрезвычайно важно установить правильное взаимодействие между государством и гражданским обществом. Приоритетная задача российского гражданского общества не противостояние власти и не оппозиция ей, а построение демократической государственности. Тогда как для стран с длительной демократической традицией и государственностью, в основных чертах установленными много веков назад (Великобритания, Швеция, Нидерланды, Дания), приоритетной целью гражданского общества является защита частных интересов граждан и их объединений.

Ученик (ведущий). А начать нашу беседу я вас приглашаю с небольшого инсценированного диалога. Прошу внимания.

– «Мама, а я могу стать самым главным в нашем городе?» – спросила Алла маму
– «Ты имеешь виду стать главой города?» – спросила мама.
Алла кивнула головой. «Конечно, можешь»
– «А депутатом могу?»
– «И депутатом можешь!
– «А Медведем могу стать?» – спросила Алла.
– «Вот Медведем стать не можешь, а ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ можешь – пожалуйста!
– «А кто депутатов и президентов на работу принимает?»
– «Мы с папой!»
У Аллы на лице появилась улыбка. в знак того, что ее родители такие важные люди.
– «Ну если быть более точной, то и бабушка с дедушкой выбирают, тетя Оля и дядя Артур, и все наши соседи, и все граждане России. Мы выбираем и главу города, и депутатов, и президента России. А когда ты подрастешь, тоже будешь избирать. А пока твоя задача хорошо учиться, чтоб и тебя в будущем могли избрать главой города»

Ученик. Можно мне высказаться

Учитель. Конечно.

Ученик. Здесь возникает ситуация, где мама, замечательно, пусть и в примитивной форме объяснила девочке основные права граждан России, где одним из основных прав является право участвовать в управлении государства, а сделать это можно непосредственно участвуя в выборах главы государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления. И мне кажется, что из этой девочки в будущем получится настоящий гражданин свой страны, поскольку мама с детства ведет правовые беседы.

Учитель. Уважаемые участники, давайте рассмотрим и обсудим конституционные аспекты и права участия граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Прошу высказываться.

Ученик. Конституция РФ закрепила положение, в соответствии с которым российские граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы самоуправления. Конституционное право избирать и быть избранными конкретизируется в ряде законодательных актов. Среди них можно назвать законы» Об основных законах избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской федерации, «О выборах Президента Российской федерации», «О выборах Государственной Думы» и ряд других законов. В этих нормативных документах определяются основные принципы выборов, порядок проведения выборов, определение порядка голосований Будьте добры их показать. (Приложение 1, слайды 2, 3)

Ученик. Ты говоришь о принципах выборов, где по сущности основой является свобода выборов, принцип всеобщего равного и прямого избирательного права, тайна голосования. По этому поводу, можно мне обратиться к помощнику депутата с вопросом.. Почему же сегодня происходит так, и это не секрет, что голосуют муниципальные учреждения списками, немощные старики голосуют под влиянием пришедших к ним членов избиркома?

Ученик. Я добавлю. Если баллотируется на должность, например, мэра города ныне действующий глава администрации и, пользуясь своим служебным положением, обеспечивает для своей предвыборной кампании значительно больше средств, чем его конкуренты.

Ученик. Или другой пример. В правилах главы администрации другого города не устанавливается минимальное число явки людей на избирательные участки. Получается, что для победы какого-либо кандидата достаточно, чтобы на участок пришел один избиратель и проголосовал за него. Как быть?

Помощник депутата. Спасибо за вопрос. Но мне хотелось бы сказать о том, что в принципе это невозможно, так как на избирательных пунктах всегда присутствуют представители от всех партий, я думаю мои коллеги подтвердят этот факт. А в случае обнаружения нарушений вступает в силу статья 63, которая у вас на экране (Приложение 1, слайд 4), в которой говорится об обжалование решений и действий, нарушающих избирательное право и право на участие в референдуме граждан российской Федерации. Это что касается первого вопроса. А на остальные отвечу так. Это процедурные неполадки. Но бывает и так, что ревизии подвергаются основы федерального законодательства. Так, в одной из республики нашей страны приняли закон, в соответствии с которым в систему органов государственной власти республики оказались включены исполнительные органы административно-территориальных единиц, т.е. городское население выведено из системы местного самоуправления. С этим нельзя мириться, нельзя.

Представитель от партии «Единая Россия» Баладыга В.Л. Вы правы, уважаемый коллега, ребята молодцы, что их интересует правовой аспект выборов. И по поводу этого скажу, что здесь вступает в силу закон, где говориться, что оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах запрещено. Запрещено также препятствовать его волеизлиянию. (Приложение 1, слайд 5)

Ученик. Если мы правильно поняли, то сейчас мы говорим о принципах всеобщего избирательного права. Тогда у меня возникает вопрос. Позвольте.

Учитель. Да

Ученик. Зачем нужно было отдельно прописывать принцип прямого и равного избирательного права, когда все это прописано в принципах всеобщего избирательного права. Разве тем самым мы не обязываем всех идти на выборы? (Приложение 1, слайд 5) Как только что изобразили.

Учитель Я думаю на этот вопрос ответить член избирательной комиссии №22-67 по Прикубанскому округу – Цанева Л.И.

Член комиссии. Ребята, во всеобщем избирательном праве принимают участие все дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в момент голосования находятся за пределами РФ, а также то, что было сказано в начале, что любой без исключения может быть избран на должность Президента РФ, в органы самоуправления. Принцип равного избирательного права указывает на то, что все граждане не имеет значения ни должность, ни национальность, ни отношение к религии и т.д. имеет только один голос. Принцип прямого права говорит о том, что гражданин имеет права голосовать только за себя. Принципиальные различия.

Ученик. Мы знаем, что существует еще тайна голосования. В кабине, где голосуют, никто не имеет права находиться кроме вас. Возраст также оговаривается. Мы также знаем чтобы быть избранным в депутаты мы достигаем 18 лет, а участие в выборах Президента с 35 лет. Но смущает еще финансовый вопрос Ни раз и в СМИ и с экранов телевидения слышишь о том, что участие в избирательном процессе обходиться дорого и не все чиновники себе могут это позволить, и уж совсем не представители среднего класса.
Тогда о каком равенстве может идти речь?

Ученик. Послушай, мы сейчас говорим о конституционном избирательном праве. Прежде чем я графически еще раз все это озвучу, констатирую факт: В Голландии и Бельгии выборы считаются обязанностью. В Австралии за уклонение от выборов с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастии в выборах можно лишиться паспорта. Вот так! (Приложение 1, слайд 5)

Ученик 6 класса. А как же проводятся выборы?

Учитель. На этот вопрос мы попытаемся ответить следующим образом. Совместно с учащимися 75школы мы в минимизированной форме наглядно продемонстрируем как происходят выборы и обсудим эпизод. (Можно предварительно снять сюжет и показать его.)

Сценка

Журналисты освещают выборы. Два стола для регистрации, кабинка, урна, представители от разных партий.

1 журналист. Уважаемые гости, пока за нашими спинами идет подготовка к выборам. мы постараемся рассказать и показать вам, как происходят выборы. Итак.
Прежде всего, выборы должны быть назначены.. Их назначают органы или должностные лица, которые указаны в Конституции РФ и законах. Так в выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент, Выборы Президента назначает Совет Федерации.

2 журналист. Ты забыл представить наших карикатуристов, которые будут освещать весь наш процесс(представление учеников). После чего начинается работа по созданию избирательных округов и участков. Для наших участников поясним. Избирательный округ –это территория,от которой граждане РФ избирают депутата или другое избирательное лицо.

1 журналист. А вот избирательный участок – это место, где проводится голосование, и подсчитываются количество голосов. Собственно, что и происходит за нашими спинами. (участники ставят столы, избирательные урны, кабинки, агитационный материал) На избирательном участке должно проживать не менее 3 тысяч избирателей. Создаваться они могут в больницах, домах отдыха, школах(как в нашем случае). Списки избирательных округов и участков формируется избирательная комиссия.

2 журналист. А для чего нужны избирательные комиссии, мы спросим у члена избирательной комиссии Чекемес Н.А.

Чекемес Н.А. Избирательная комиссия обеспечивает реализацию и защиту прав граждан, осуществляет подготовку и проведение выборов, рассматривает поступившие жалобы на нарушение законодательства в ходе выборов, дает ответы на жалобы. Так можно кратко сказать о нашей работе.

1 журналист Спасибо. А мы добавим и скажем, что во время выборов создаются следующие избирательные комиссии. (Можно названия написать на отдельных печатных форматах, возможно показать на экране) (Приложение 1, слайд 6)

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ)
2. Избирательные комиссии субъектов РФ
3. Окружные избирательные комиссии
4. Участковые избирательные комиссии

2 журналист (обращается к 1 журналисту): Следующим шагом является составление и уточнение списков избирателей. В списки избирателей включают всех граждан, постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и достигших 18 лет. Списки избирателей вывешиваются для всеобщего ознакомления. А для чего ,как вы думаете, нужно их вывешивать?

Ученик. Ознакомление со списками необходим для того, чтобы любой гражданин, если он найдет ошибку или его не включат в списки, мог обратиться в избирательную комиссию с заявлением, а комиссия могла ее исправить.

1 журналист. Молодец. Обратите внимание, что здесь происходит. (Ребята с плакатами, где свои фото, выдвигают свои кандидатуры и регистрируются за столом)

2 журналист. Что бы все это значило?

Ученик (участник круглого стола). Прежде чем состояться выборы, избиратели или объединения избирателей должны выдвинуть своих кандидатов. Помимо подписных листов кандидат представляет заявление о своем согласие быть избранным, а также сведения о своих доходах и имуществе.

Родитель. Можно уточню. Для того, чтобы комиссия зарегистрировала кандидата, необходимо собрать определенное число подписей, подтверждающих того или иного кандидата.

Член комиссии. Комиссия проверяет предоставленные данные и принимает решение о регистрации кандидата или об отказе в регистрации.

1 журналист. Спасибо. А у нас уже готова еще одна карикатура. Посмотрите как видят процесс выдвижения кандидатов наши художники (Приложение 1, слайд 7) Мы пока временно прерываем нас репортаж, но скоро вернемся.

Учитель. А у нас письменный вопрос от наших слушателей в зале. Ребята, я хотела пояснить следующее, нам показали процесс образования избирательных участков и округов. Определенную трудность представляет формирование необходимого количества избирательных округов, в стране, где много городов, а еще больше сел и деревень, как в нашем крае.

Письменный вопрос из зала. Когда наступает пора очередных выборов, иногда раздаются голоса случается так, что в силе существуют списки округов, образованных к прошлым выборам. Так что если использовать прошлый опыт не получиться ли у нас, как в Великобритании, которая будучи государством традиционным и консервативным, с XVI по XIX вв. не перераспределяла парламентские избирательные округа?

Учитель. Ответить желает представитель от партии «Единая Россия».

Представитель от партии «Единая Россия». Население нашей страны так активно перемещается по российской земле, что старые схемы округов очень быстро устаревают. Где-то происходит отток населения, но в иных местах, наоборот, количество сельских жителей увеличивается, как в нашей станице, и это очень радует. Не последнюю роль играют процессы миграции в связи с нелегким положением русскоязычного населения в бывших республиках СССР – ныне независимые государства. Поэтому преобладание среди избирателей в округах определенной категории жителей закрепляется в конституции. Примером может служить Норвегия, где в 1952 г., преимущественно на выборах в парламент имели сельские жители по конституции.

Учитель. Спасибо ответ. А мы вернемся к процессу предвыборной агитации. У меня вопрос. Как вы думаете, когда кандидат имеет право начинать предвыборную агитации?

Ученик. Это следующий этап после регистрации кандидатов. Во время предвыборной агитации зарегистрированный кандидат в газетах, по телевидению, на встречах с гражданами рассказывает о том, что он собирается делать, если его выберут, и убеждает граждан выбрать именно его.

Учитель. А если возникнет такая ситуация, какую предлагают наши журналисты.

1 журналист. Мы вновь к вам присоединяемся и предлагаем посмотреть следующий сюжет.

(Сцена подкупов избирателей конфетами, подарками, денежными средствами. Возможно, показать сюжет из сериала «Солдаты», когда полковник Колобков избирался в депутаты.)

2 журналист. Явно, что наш кандидат победит на выборах.

Ученик. Я думаю, и наши гости подтвердят, что дарить избирателям подарки, денежные средства или иным способом подкупать избирателей запрещено законодательством.

Учитель. Слово помощнику депутата.

Помощник депутата Вы абсолютно правы и еще за сутки голосования предвыборная агитация запрещена. А по поводу непорядочности кандидатов отвечу словами В.А. Сухомлинского. «… Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином…..»

1 журналист. А у нас готовы еще рисунки, пожалуйста с ними ознакомьтесь (Приложение 1, слайды 8-10)

2 журналист. А теперь посмотрим, что происходит в день выборов.

(Идет сцена дня выборов. Избиратели получают бюллетени, проходя к кабине, делает свой выбор и опускает в урну. Журналист комментирует проделанное.)

2 журналист. В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8до 20часов. Каждый избиратель получает бюллетень для голосования.

1 журналист. (Подходит и демонстрирует момент голосования) Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит галочку, крестик или что-либо напротив того кандидата, за кого он отдает свой голос.

2 журналист. Если же избиратель не хочет голосовать, то ставит знак напротив «Против всех». Заполненный бюллетень избиратель опускает в запечатанный ящик.

1 журналист. И сделать это надо так, как нарисовали наши карикатуристы (Приложение 1, слайд 12)

Ученик. А что же происходит потом?

Учитель. Я думаю, на этот вопрос нам ответит член избирательной комиссии Чекемес Н.А.

Член избирательной комиссии Чекемес Н.А. По окончанию голосования члены комиссии подсчитывают голоса.

Ученик. А разве не может быть подтасовки голосов.

Член избирательной комиссии Чекемес Н.А. Это исключено, так как при подсчете голосов могут находиться и журналисты, как в вашем случае, телевидение, наблюдатели, сам кандидат. При подсчете голосов фамилии кандидатов озвучиваются громко.

Ученик. Очевидно, важный момент – это подведение итогов.

1 журналист. Это очень волнительный момент. Пока вы обсуждали вопрос относительно округов, мы с моим коллегой раздали бюллетени с нашими фамилиями и попросили проголосовать присутствующих сегодня здесь. Вот за нашими спинами происходит подсчет голосов.

2 журналист. Об итогах голосования члены избирательной комиссии составляют протокол в трех экземплярах. (Демонстрирует.) Его подписывают все члены избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в высшую избирательную комиссию, второй остается в избирательной комиссии, третий вывешивается для всеобщего ознакомления.

2 журналист. Окончательные итоги голосования публикуются соответствующей избирательной комиссией. Например, итоги голосований выборов Президента РФ публикует Центральная избирательная комиссия.

Учитель. Уважаемые гости, ребята. сегодня мы с вами много увидели, услышали, обсудили. И пока счетная комиссия подсчитывает, я скажу следующее. Участие в выборах – это прежде всего проявление социальной ответственности, если хотите совести, политической и правовой этики и зрелости. Каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Следует особо отметить, что гражданин постоянно выбирает в политической, социальной сферах. Он делает это, потому что неравнодушен к судьбе страны, своего региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, отдавая решение социально-политических вопросов на откуп стихии.

Ученик. Можно мне добавить.

Учитель Конечно. Ваше мнение очень важно и нужно знать для нас ,как взрослого поколения и присутствующих здесь представителей власти.

Ученик. Никто не вправе контролировать волеизлияние избирателя. Однако моя убедительная точка зрения заключается в том. что чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее страна достигнет удовлетворительного уровня своего развития(экономического, социального, культурного) И я убежден, что каждый из присутствующих здесь в будущем станет достойным гражданином своей страны и сам будет выбирать себе будущее.

Учитель. Спасибо большое.

Ученик. Я понял вот что. Однако неверно сейчас, в условиях демократической избирательной системы, представлять дело так, что абсолютно безразлично, сколько избирателей придет голосовать. Для любого демократического государства чрезвычайно существенно, чтобы вообще работал механизм избирательной системы. Ибо, если не будет функционировать демократия, республика лишается важнейшей своей основы – подлинной выборности государственных органов власти. Поэтому и в настоящее время и будущем, когда мы достигнет возраста избирателей, очень важно приходить на избирательные участки, чтобы как можно больше избирателей высказывали свое мнение по поводу годности тех или иных кандидатов работать в качестве президента, депутата, члена местного самоуправления. Нельзя давать другим возможность менять вашу судьбу.

Учитель. Спасибо.

Ученик. Значит, в обществе, в котором гражданские права включают в себя права политические: право избирать и быть избранным, т.е. права на равное со всеми участие во власти, не может и не должно быть противопоставления одних, кто осуществляет власть, другим, кто власть эту периодически избирает. В этом смысле государство не внешняя по отношению к гражданскому обществу сила, а результат активности этого гражданского общества.

Ученик. А я сделал вывод. Что от результатов выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны. региона, населенного пункта, моей судьбы. Ведь сегодня, и это ни секрет, в нашей стране благосостояние значительных слоев населения зависит от близости к власти. Поэтому те, кто связывают свое благосостояние с приходом к власти порой готовы на все, ради победы. Это, как правило, различные криминальные структуры, воспользовавшиеся демократическими свободами. Не имея возможности «протащить» сомнительные кандидатуры на государственный олимп, они порой грубо нарушают избирательные права граждан. Очевидно сломать партийную систему, которая делает сегодня первые робкие шаги, и получить послушный парламент, так считают наши региональные власти. Но при мажоритарной системе к власти пройдут не те, кто зависит от Центра, а те, кто будет удобен губернаторам или близок структурам с большими деньгами. И я призываю всех: «Будем жить честно и в согласии со своей совестью».

Учитель. А вот этот вопрос будет темой нашего следующего заседания. У нас просят слова журналисты.

1 журналист. Подсчет голосов закончен. И с гордостью могу, заявить, что победу одержал я (называется Ф.И.О. журналиста).

Учитель. Я в свою очередь хочу предложить вам всем небольшую тестовую работу, несколько вариантов, которую вы сейчас получите, в ходе которой на следующем заседании круглого стола мы проанализируем.. Вас, уважаемые гости и родители, мы так же попросим ответить.(раздаются тесты. (Приложение 1, слайды 13-15).

Учитель. В заключение несколько слов скажут наши гости.

Помощник депутата. Ребята, вы будущие граждане своей страны, только Вам участвовать в управлении делами государства. Вам будет принадлежать право решать, кто именно будет представлять ваши интересы в процессе законодательной деятельности.
Приходя на выборы и голосуя за ту или иную партию, мы отдаем голоса за свое будущее, отдаем предпочтение предвыборным программам, которые соответствуют нашим интересам и тем самым действуем на высшие должностные лица. Спасибо вам интересное мероприятие.

Ученик. А можно предложение.

Помощник депутата. Я знаю, что в Швейцарии, активно используют метод на выборах Интернет. Можно использовать так же телефон, при этом пока ты не проголосуешь, операторы не включают сеть. Ведь это так удобно.

Представитель от партии КПРФ. Уважаемые ребята, здесь очень многое было казано. Я добавлю, что, обладая политической культурой, личность избирает определенные ценностные ориентации, от которых зависит эффективность политики, а значит, и жизнь общества в целом, его прогресс. Вы, молодые люди, весьма правильные советы нам дали по поводу Интернета и телефона. Постараемся внести ваши предложения на рассмотрение в ЗС.

Представитель от парии «Единая Россия». Я скажу словами Аристотеля «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством» И я уверенна, что еще ни один раз встретимся с вами, чтоб обсудить эти вопросы.

Родитель. К политическим правам граждан относится право на участи граждан в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в государственные представительные органы и органы местного самоуправления, право участвовать в правосудии. Будьте активны и стройте достойное общество.

Учитель. Выборы – это единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников. И я надеюсь, что вы в будущем активно включитесь в политическую жизнь страны, чтоб сделать этот мир чище, красивее, правильнее, достойного нашей жизни под именем – Человек. На этом заседании круглого стола окончено, я всех благодарю. И не забывайте, следующее заседание посвящено проблеме многопартийности в современной России.