Модель интерактивного урока "Деление на десятичную дробь"

Разделы: Математика


Образовательная цель: способствовать формированию умений и навыков деления на десятичную дробь.

Развивающая цель: способствовать развитию умений выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная цель: содействовать формированию гуманных отношений на уроке, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, трудолюбия, .

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: наглядный материал на доске, раздаточный материал (рабочий лист ученика Приложение 1, мультимедиапректор, презентация).

Ход урока

1. Оргмомент. Слайд

Начинается урок
Вам пойдёт, надеюсь, впрок.
Чтобы знания иметь отличные
по теме “Дроби десятичные”.

2. Актуализация знаний:

Какие действия с десятичными дробями вы изучили? Ответ: Умножение и деление на натуральное число.

А вы знаете кто впервые ввёл действия с десятичными дробями? Впервые ввёл действия с десятичными дробями Джемшид Гиясэддин аль-Каши в 1424 году в своей книге “Ключ к арифметике”. Ученики его называли Джемшид. Хотите узнать его портрет по приметам?

Слайд. Презентация

Форма лица:

Во сколько раз 6,3 больше чем 3

Круглое. 21; Вытянутое.2,1; Овальное. 0,21

Нос:

Уменьшите 12,84 в 4 раза

Курносый.32,1; Прямой, длинный. 3,21; С горбинкой.321

Губы:

Делимое 9,006, делитель 3, найдите частное

Пухлые.3,2; Тонкие.3,02; Бантиком. 3,002

Особые приметы:

При делении 1,55 на 31 получится число:

Пышные усы.0,5; Черная бородка и усы.0,05; На щеке родинка.5.

Проверим. Приложение 2

Однажды во дворец эмира Самарканда привезли ковры для главной лестницы, длина каждого ковра 3,5 м, а длина лестницы 70,35 м. Как вы думаете какое задание дал эмир учёному? Правильно, узнать сколько потребуется ковров для Главной лестницы.

Для этого Джемшиду с учениками нужно было найти частное от деления. Я предлагаю нам с вами на время урока стать его учениками.

70,35 м :3,5 м =

Можем помочь? Нет. Не знаем как делить две десятичные дроби.

Значит тема урока: “Деление десятичных дробей”.

Может быть кто-то предложит свой вариант как помочь?

Джемшид аль-Каши догадался, он перевёл в дм и у него получилось деление на натуральное число.

703,5:35= 20,1 ковра.

Сравним два выражения

70,35 м :3,5 м =703,5:35= 20,1

Обратим внимание на запятые, что произошло? Перенесли запятую.

Куда и на сколько знаков? Вправо на 1 знак

Зачем? Чтобы получить деление на натуральное число.

А если другие числа возьмём, как поступить? Перенесём на один знак? Получили деление на натуральное число? Нет. Ещё на один знак?

Переносим на два знака, чтобы получить деление на натуральное число.

70, 3576: 1,35=703,576:13,5=7035,76:135

Как вы думаете, что за правило деления вывел учёный?

Варианты.

“Чтобы узнать частное от деления двух десятичных дробей любому отроку, ему требуется, делимое и делитель перевести в мелкие единицы, если это невозможно, то сдвигать запятую до тех пор, пока не получим деление на натуральное число, затем разделить по известному правилу.”

А какая формулировка правила дошла до наших дней? Формулировка правила: Правило

По учебнику стр.304:

Читаю. Читают вполголоса, шепчут.

Чья формулировка правила удобнее? Сможем мы её понять.

Значит, Чему будем учиться:

- понимать

- применять

- контролировать

Что? Где? Как? А успеем?

Слайд

Значит, главная мысль данного правила. “В делимом и делителе перенести запятую вправо на столько знаков, сколько в делителе стоит после запятой”.

Что должны понять: переносить запятую вправо и на сколько знаков.

Учимся понимать 1,356:3,3=135,6:33

Перенесите запятую вправо:

1,35:3,3= 13,5:33

2,467:1,12=246,7:112

6,8914:0,352= 6891,4:352

Проверим. Какие получились результаты?

Если плохой результат. Приведём свой пример.

Итак мы с вами учимся понимать: На сколько знаков переносить запятую. Вторая часть правила: делить, как на натуральное число

Дтч хорошо понимать ддд, необходимо уметь применять это правило.

Применяем в примерах:

№ 1445 (а, б)

а) 7,56 : 0,6=

б) 0,468 : 0,09 =

Давайте повторим правила для учёного.

Сохранился задачник, составленный учёным, вот одна из них:

Почтовый голубь долетел до дворца эмира за 0,03 ч. Расстояние, которое он преодолел 0,396 км. Найдите скорость почтового голубя, о мудрые отроки, но в одной задаче стёрлись слова восстановите текст задачи, заполните краткое условие, решите и выпишите ответ. (Ответ: 0,396:0,03=39,6:3=13,6)

Итак где применяли правило: в примерах и задачах. Где ещё можно применять? Правильно в уравнениях.

Используя числа, составьте уравнение

Х•1,5=30,15

Контролируем:

Перенесите правильно запятые, выберите верный вариант ответа

1) 3,56 : 0,6=356 : 6

а) 356 : 6; б) 35,6 : 6; в) 3,56 : 6

2) 0,468 : 0,09=468:9

а) 468:9; б) 4,68:9; в) 46,8:9

Найдите значение выражения и выберите верный вариант ответа.

0,155:0,05

а) 0,3; б) 3,1; в) 31

Заполни контрольный квадрат и сдай учителю.

Подведём итог, посчитайте, сколько плюсов в вашем рабочем листе.

У кого больше 10 плюсов, значит это те, кто научился. Понимать и Применять правило ддд.

У кого 8-10 плюса, значит это те, кто на правильном пути к пониманию и применению,

А остальные учатся понимать и применять правило ддд.

Слайд

Аль-Каши дарит вам для понимания свой волшебный пергамент с пддд. Расшифруйте его дома.

Придумайте задачку, которая была бы интересна учёному.

Джемшид Гиясэддин аль-Каши прощается с вами и говорит спасибо за урок.