Информационные технологии на уроках истории. Тема: "Пути большевистской модернизации"

Разделы: История и обществознание


Урок 1. Большевистская модернизация в СССР

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: практический, самостоятельная работа, анализ исторических событий.

Технология: личностно-деятельный подход, компетентный подход – универсальные компетенции.

Виды деятельности: отбор исторических фактов, самостоятельное заполнение таблицы; работа с понятийным аппаратом.

  • Подобный период развития прошли все ведущие державы: капиталистические страны создавали свою промышленность за счет средств полученных от эксплуатации колоний, неравноправный торговый обмен с другими странами, военные контрибуции, иностранные займы.

  • Россия вступила в процесс модернизации относительно поздно. Завершить процесс индустриализации не удалось вследствии политических и социальных потрясений в начале ХХ века.

  • Очередная модернизация – курс на социалистическую индустриализацию.

  • Противоречивые итоги и цена сталинской модернизации.

  • Методы: форсированные темпы индустриализации; принудительная коллективизация; раскулачивание; репрессии; использование принудительного труда; энтузиазм советских людей.

  • На рубеже 1920-1930-х годов в СССР ценой разорительной для крестьян коллективизации (слайд 39) и уничтожения частого предпринимательства была проведена большевистская модернизация:

    • – СССР вышел на 2-ое место в мире по уровню промышленного развития после США, но уровень жизни населения существенно снизился;

    • – в страну на смену многоукладной экономике пришла административно-командная система;

    • – коллективизация и индустриализация способствовали формированию культа личности Сталина.

Задачи:

  • раскрыть процесс формирования модели сталинской модернизации;
  • определить особенность данного политического режима в СССР;
  • дать оценку курса на построение социализма в одной стране.

План урока.

  • Модернизация в начале века.
  • Сталинская модель модернизации.
  • Особенности «советского строя».

Основные понятия:  (Приложение 1, слайд 1)

Оборудование:  презентация, карточки-напоминания с датами, карта «Вторая мировая война».

Вопросы для итогового повторения: (Приложение 1, слайды 2, 3)

В классе проводится  лабораторно-практическая работа с материалами презентации. В начале  урока учащимся  предлагается (слайд 5)  на основании материала презентации самостоятельно заполнить таблицу (Приложение 1, слайд  4).

Примечание: в том случае, если учитель сочтет необходимым, данную таблицу уместно дополнить разделом «Направления социалистической модернизации», в котором нужно отразить:

1) коллективизацию;
2) индустриализацию; целесообразно дополнить раздел по 3) «культурной революции».

Сильным  учащимся предлагается перспективное  задание: оценить  позитивную и негативную стороны процесса модернизации в СССР в 1930-е годы. В процессе работы с материалами презентации  учитель помогает (Приложение 1, слайды 6-53) слабым ученикам правильность заполнения таблицы. При этом идет показ слайдов с объяснением и осмыслением фактического материала по теме урока. После выполнения задания по оформлению таблицы организуется фронтальная работа учеников по вопросам  итогового повторения (Приложение 1, слайды 2, 3).

Учащиеся дают оценку противоречивых итогов и цены сталинской модернизации. Проводится сравнительный анализ, в процессе которого определяется сущность сталинской модели  тоталитарного режима в СССР; выделяются особенности, отличающие «советский строй» от тоталитарных режимов в Европе, уже известных школьникам.

Домашнее задание: подготовить доклады, рефераты, сделать презентации на темы:

1) «Крупнейшие стройки первых пятилеток на Севере»;
2) «Мой родной край и моя семья в годы социалистической модернизации»;
3) «СЛОН».

Урок 2. Сталинская модернизация в истории нашего края. 30-е – 40-е г.г. ХХ века

Интегрированный урок: история ХХ в.и литература.

Методы: практический, анализ исторических событий, анализ художественного произведения.

Виды деятельности: работа в группах.

Технологии: элементы социологического исследования, информационные компетенции, ценностно-смысловые компетенции

  • Историческая ответственность каждого перед прошлым и будущим.

  • Наша область стала местом ссылки и спецпереселения  многих народов: только в 1930 – 1931 г.г. сюда было вывезено 55 210 семей (около 230 тыс. человек) .В последующие годы выслано еще 217 689 человек.

  • Немцы – репатрианты строили  Архбумкомбинат , Онежский гидролизный, Кодинский целлюлозный комбинаты, объекты в Плесецком районе.

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года устанавливалось, что переселение их произведено навечно, без права возврата к прежнему месту жительства.

  • С 1920 по 1939 год через Соловецкий лагерь особого назначения и связанные с ним карельские лагеря прошли без малого миллион человек. Лишь избранным посчастливилось вернуться, и почти все из спасшихся не смогли удержаться от воспоминаний.  Видимо  тяжела для памяти эта ноша.

  • «Народ – жертва зла, но он же и опора зла» (Ф.Абрамов)

  • Милосердие выше покаяния.

  • В соответствии с Законом Российской Федерации « О реабилитации жертв политических репрессий» лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и реабилитированным в установленном порядке, выплачивается денежная компенсация .  ( преамбула в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.1994 № 847).

Задачи:

    • сформировать представление о масштабах репрессий в СССР в 30-е – 40-е г.г.;
    • уяснить специфику использования подневольного труда заключенных в нашем крае в период индустриализации и коллективизации;
    • способствовать развитию у учащихся аналитического мышления.

План урока.

1. Вступительное слово учителя. (Приложение 2, слайд 1)
2. Наш край в годы коллективизации и индустриализации (СЛОН, Ягринлаг, спецпоселения).
3. Формирование человека в тоталитарном  обществе в повести писателя- земляка Ф.Абрамова «Поездка в прошлое».

Основные понятия: политические репрессии, НКВД, СЛОН, трудармия, спецпереселенцы, Архбум, Беломорканал, Молотовск, лесозаготовки  (Приложение 2, слайды 1, 2 )

Оборудование: презентация, карта Архангельской области, выставка книг.

Учитель делит класс на группы, согласно подготовленному домашнему заданию: 

1) краеведы
2) исследователи
3) аналитики
4) литературоведы.

Каждая группа обобщает результаты работы, опираясь на печатные тексты домашнего задания. Подготовительный этап продолжается 15 минут. Перед выступлением представителей групп,  учащиеся выбирают эпиграф к уроку (Приложение 2, слайд 3), обосновывают заставку к теме  эпиграфа (Приложение 2, слайд 4).  

Далее выступают представители групп:

1) краеведы – краеведческий материал (Приложение 2, слайд 6 );
2) исследователи – воспоминания очевидцев тех лет или их родственников (Приложение 2, слайд 7);
3) аналитики – дают оценку историческим событиям на Севере в 30-е-40-е г.г. с  позитивной и негативной точки зрения (Приложение 2, слайды 5, 3);
4) литературоведы – делают краткий анализ произведения Ф. Абрамова , стараясь ярко (путем цитирования) показать на примере главного героя формирование советского человека советского строя (Приложение 2, слайд 8).

После выступлений предлагается обобщить исторический материал, проверив правильность  выбора эпиграфа к уроку.

Домашнее задание : написать эссе «Как  изученная тема соотносится с нашими днями».