Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания учащихся о местоимении,
  • формировать умение различать личные местоимения в тексте,
  • развивать умение наблюдать, сравнивать,
  • воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.

Планируемые достижения учащихся на уроке: научиться различать личные местоимения в тексте и определять на кого или на что они указывают.

Оборудование: плакат, карточки для индивидуальной работы, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова "Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1.". Т.А.Байкова "Тетрадь для самостоятельной работы №1".

Тип урока: закрепление изученного.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно- диалогический.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ход урока

Урок начинается при входе в класс. "Входной билет" - назвать личное местоимение.

1. Организационный момент.

- Ребята, начнём урок русского языка.

- Что вы от него ждёте?

- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

- А все ли смогли пройти на урок? Значит, вы сумели получить входной билет. Молодцы!

- Проверим, как вы готовы к уроку.

- Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки А девиз у нас какой?

- Всё, что надо, под рукой.

2. Проверка домашнего задания.

- Самоконтроль.

1. Сравни свою работу с образцом.

2. Найди ошибки и исправь их.

3. Дай качественную оценку своей работе.

Ученики получают карточки.

Я - 1 лицо, ед.число.

Оно - 3 лицо, ед. число.

Ты - 2 лицо, ед. число.

-Что было трудным при выполнении домашнего задания?

3. Минутка чистописания.

- Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки.

В лесу живёт,

Бурый цвет ему идёт. (медведь)

- Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный непарный по звонкости-глухости.

- (Д) Мы будем писать буквы Е и М. Буква Е находится в группе существительных - в лесу, цвет. Буква М находится в местоимении, она обозначает согласный звонкий непарный звук.

(Ее Мм Ем Ме медведь)

- Вспомните, как пишется слово медведь. (Мёдом ведает.)

- Где водится бурый медведь?

4. Актуализация знаний.

- Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.)

- Как избежать повтора слов?

- Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова?

-А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями?

5. Повторение изученного о местоимении.

- Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.

- Что такое местоимение?

- Назовите личные местоимения.

- Мы с вами знаем тему сегодняшнего урока. А какую же цель мы поставим перед собой?

(На доске запись: повторить (личные местоимения)

учиться (находить личные местоимения в тексте)

определять (слова, на которые указывают местоимения)

- Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу личных местоимений.

  Единственное число Множественное число
1-е лицо я мы
2-е лицо ты вы
3-е лицо он, она, оно они

- Прочитайте вопросы.

- Сейчас, используя эту таблицу, мы вспомним правила написания писем.

- Какими местоимениями ты пользуешься, когда пишешь письма?

-(Д) Когда я писала письмо в клуб "Ключ и Заря", я использовала местоимения "вы" и "ты". К Анишит Йокоповне я обращалась "Вы", потому что она взрослый человек, а к Маше, Мише и Косте - "ты", потому что они мои ровесники.

- А на что указывает местоимение "оно"?

- (Д) Местоимение "оно" указывает на предмет среднего рода, о котором идёт речь. На небе появилось солнышко. Оно ярко светит.

- А о ком ты составила предложение?

- В каких случаях мы используем местоимение "они"?

- (Д) Местоимение "они" мы используем, когда говорим о нескольких предметах. На дереве висели яблоки. Они уже созрели.

6. Физминутка.

Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).

7. Тренировочные упражнения.

- Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки.

- На кого указывает местоимение "я"? ("ты", "мы")

- Поработаем с учебником. Упражнение 49. Прочитайте отрывок из текста.

"Ника был вовсе не маленький мальчик. Он даже в школу ходил. Но он не мог сам одеваться. Его одевали папа с мамой. А раздеваться Ника почему-то мог. Папа с мамой бывало ему говорят: "Ведь ты сам разделся. Теперь сам попробуй одеться". А он машет руками: "Я не могу, я не умею:" Папа с мамой его убеждают: "Мы не можем одевать тебя всю жизнь!" А он ногами стучит, согласиться не хочет: "Вы же мои родители!" Так они Нику и не уговорили самого одеваться. И зря: Вот что вышло:"

- Много ли в тексе личных местоимений? Понимаете, на кого указывает каждое из них? Прочитайте только те предложения, где местоимения указывают на родителей Ники.

- Сколько людей участвуют в разговоре? Назовите их. Найдите те местоимения, которые указывают на то, что людей несколько.

- Каким местоимением пользуется Ника, когда говорит сам о себе?

- Каким местоимением пользуются родители, когда говорят сами о себе?

- Каким местоимением пользуются родители, когда обращаются к Нике?

- А каким пользуется Ника, когда обращается к родителям?

- Каким местоимением пользуется автор, когда говорит о родителях Ники? А о самом Нике?

8. Самостоятельная работа.

Постарайтесь записать текст правильно. Найдите в тексте личные местоимения и выпишите их со словами, на которые они указывают.

1) Лопух интересно размножается. Его плоды крепко держатся за одежду человека. Они крепятся к ней с помощью колючек.

2) Лопух - лекарственное растение. С его помощью легко снимается боль. в нём очень много витаминов.

3)

Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.

(В карточках для слабых учащихся подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.)

9. Итог урока.

- Вставьте на месте пропусков нужное местоимение. (Запись на доске.)

___ карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На __ быка нарисовал,
А рядом с ___корову.
__ сделал розовым быка,
Оранжевой - дорогу.
Потом над ___ облака
Подрисовал немного.

- Какие слова вставили? Какой частью речи они являются? Назовите слова, на которые указывают местоимения. Какой частью речи они являются?

10. Домашнее задание.

1-ый уровень. Тетрадь для самостоятельной работы №1. № 32, с. 37.

2-ой уровень. Найти в учебнике "Литературное чтение" и выписать 5 предложений с местоимениями. Указать лицо и число. Подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.

3-ий уровень. Творческое задание. Написать фрагмент письма, используя местоимения.

11. Рефлексия.

- Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, положите свой билет в зелёный конверт. Если при выполнении некоторых заданий вам потребовалась помощь - в жёлтый. Если пока ещё многие задания были для вас трудными - в красный.