Соотношение между сторонами и углами треугольника

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Закрепить и проверить знание основных формул раздела; умения применять их при решении задач;
  • Развить логическое мышление, умение делать выводы, обобщать;
  • Развивать навыки самостоятельной работы.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Формулировка темы урока.

Постановка и обоснование целей.

Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальная работа с классом.

Определите по какой теореме можно найти неизвестный элемент треугольника. Сформулируйте эту теорему.

<Рисунок 1>,

<Рисунок 2>,

<Рисунок 3>.

Найдите неизвестный элемент и площадь данной фигуры.

<Рисунок 4>

.

<Рисунок 5>

Применение знаний умений навыков на практике.

Решите задачу, используя теорему косинусов: на гипотенузе АВ прямоугольного треугольника АВС построен квадрат АВ DЕ в той плоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник АВС. Найдите расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины а и b.

<Рисунок 6>

Решение: Пусть О - центр построенного квадрата, АВ = с.

Из АОС по теореме косинусов находим ОС:

ОС2= АС2 + АО2 - 2АС*АО* cos САО.

САО = + 450.

cos ( + 450) = cos ? LANG="RU">* cos 450 - sin ?* sin 450 = .

Из АОВ : АО2 = .

Эту задачу можно решить и другими способами.

Самостоятельная работа.

I вариант.

Установите, истинны или ложны следующие высказывания:

Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.

Площадь треугольника АВС можно вычислить по формуле .

В треугольнике АВС сторону b LANG="RU"> можно найти по формуле .

Решите задачу:

В треугольнике MNP угол M = 300, MN LANG="RU"> = см, MP = 6 см. найдите длину третьей стороны.

В прямоугольном треугольнике АВС, угол С = 900, sin В = . Найдите площадь этого треугольника.

II вариант.

Установите, истинны или ложны следующие высказывания:

Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.

Площадь треугольника АВС можно вычислить по формуле .

В треугольнике АВС сторону с можно найти по формуле .

Решите задачу:

В треугольнике MNP угол N = 450, NM LANG="RU"> = см, NP = 4 см. найдите длину третьей стороны.

В прямоугольном треугольнике АВС, угол С = 900, cos В = . Найдите площадь этого треугольника.

Формула Симпсона.

По этой формуле можно найти площадь треугольника, квадрата, прямоугольника, параллелограмма, трапеции.

Где h - высота фигуры,

b1 - длина нижнего основания,

b2 - среднего,

b3 - верхнего.

Что вы понимаете под средним основанием?

А теперь проверим!

Треугольник.

<Рисунок 7>

Параллелограмм.

img8.gif (534 bytes)

<Рисунок 8>

У каких еще фигур ?

Трапеция.

<Рисунок 9>

По этой универсальной формуле можно найти и объем семи геометрических тел: призмы, пирамиды, усеченной пирамиды, цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара.

, где

h - высота тела,

b1 - площадь нижнего сечения,

b2 - площадь среднего (т.е. сечения проходящего через середину его высоты),

b3 - площадь верхнего сечения.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Решить задачу, один из способов которой был рассмотрен в классе, другими способами. Один из них - по теореме синусов.