Игровые технологии на уроках истории. Урок с использованием презентации

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о художественной культуре России II половины XIX в.; дать характеристику творчества великих русских художников, показать усиление демократического направления в русском изобразительном искусстве, показать достижения ведущих художников реалистической школы; роль и значение творчества передвижников в общественной жизни страны;
  • развивать умения определять историческую обусловленность материальной и духовной культуры, определять роль культуры в процессе общественного развития страны; развивать умения анализировать памятники культуры (произведения живописи), навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;
  • пробудить у учащихся чувства любви и интереса к отечественной культуре, формировать эстетические вкусы учащихся на основе достижений русской культуры.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация произведений живописи II половины XIX века (по репродукциям).

ХОД УРОКА

I.  Актуализация знаний с целью выяснения исторических условий развития культуры России во II половине XIX века

Беседа по вопросам:

– Перечислите основные события внутренней жизни страны, оказавшие существенное влияние на ее развитие? (Поражение в Крымской войне, обнажившее кризис феодально-крепостнической системы; великие реформы Александра II, развитие капитализма, формирование буржуазии и пролетариата, завершение промышленного переворота).
– Назовите основные события внешней политики? (Победа в русско-турецкой войне, присоединение Средней Азии).
– Охарактеризуйте общественную жизнь II половины XIX века. (Движение народничества, зарождение социал-демократии, возникновение рабочего движения).

– Итак, мы выяснили историческую обусловленность развития культуры во II половине XIX века. Кроме этого, для того чтобы понять достижения ведущих художников того времени необходимо вспомнить, как развивалась культура в I половине XIX века.

– Какие художественные направления были ведущими в русской живописи I половины XIX века? (Академизм, классицизм, романтизм, реализм).
– Назовите крупнейших художников I половины XIX века и их произведения.
– К каким художественным направлениям можно отнести их творчество? (Кипренский О.А.  представитель романтизма, портретист; Тропинин В.А. – портретист, Брюллов К.П. – академизм, Венецианов А.Г. – бытовой жанр, Федотов П.А. – критический реализм)
– Какова была роль Академии художеств в развитии живописи?

II. Формулирование   проблемного   задания:   на   основе   рассказа   о русской живописи по представленным репродукциям картин художников проследить развитие живописи во II половине XIX века; определить, как в тематике и в средствах художественной выразительности проявились ее особенности? Как искусство воздействовало на жизнь общества? Какие идеалы утверждало? Каково значение созданных шедевров живописи в наши дни?
Иными словами, выяснить, в чем заключались величайшие достижения русской живописи II половины XIX века?

III. Изучение нового материала

1.Выставки передвижников. Сообщение учащегося.
2.Рассказ о творчестве художников с использованием презентации (приложение):

IV. Закрепление

1.. Обобщающая беседа:
а)  Каким современным событиям (XIX в.) посвящены картины?
б) Кто главный герой картин, на которых изображены современные
художникам события?
в) Какие исторические события изображались художниками? Г) Какова тематика русской живописи II половины XIX века?
2.Выводы: характерные черты развития художественной культуры (живописи) во II половине XIX века – это широта тем (пейзаж, портрет,
историческое полотно, бытовой жанр), идеи гражданского и национального
достоинства, свободолюбия и гуманизма.
Таким образом, влияние русской культуры во II половине XIX века на жизнь общества было велико.

V. Домашнее задание: историческое сочинение на тему: «Какое произведение живописи понравилось вам больше всего и почему?

VI. Приложение

Фрагменты презентации к работе.