Узорная письменность. Закладка с ненецким орнаментом

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели.

  1. Познакомить детей с культурой ненцев, с содержанием ненецких орнаментов.
  2. Научить делать закладку с ненецким орнаментом.
  3. Развивать наблюдательность и внимание.
  4. Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей.
  5. Обогатить жизненный опыт детей.
  6. Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся.
  7. Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру коренного народа - ненцев.

Оборудование: аншлаг, трафареты, образцы орнаментов, картинки тундры, чума, оленей, куклы в ненецкой одежде, бурки, шапки, ненецкие игрушки, украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа, образцы закладок.

Музыкальный ряд: песни о Нарьян-Маре, диск с аранжировками детских ненецких песен.

Ход урока

I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. Вступительная беседа.

Дети читают стихи:

Суров мой север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною.
Вас каждый видеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю,
Ведь это родина моя.

Звучит один куплет песни “Нарьян-Мар, мой, Нарьян-Мар”.

- Мы с вами живём в городе Нарьян-Маре.

- Столицей чего является город Нарьян-Мар? (НАО)

- Люди каких национальностей живут в нашем округе?

- Люди какой национальности являются коренными жителями нашего округа? (Ненцы).

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре.  Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

II. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент и сделаем своими руками закладку с ненецким орнаментом.

Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

- Что же такое орнамент? (Ответы детей)

- Орнамент (слово на доске) - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.

- Где можно встретить ненецкие орнаменты?

III. Показ изделий из меха оленя с орнаментами.

  1. Куклы в мужской и женской ненецкой одежде.
  2. Бурки с ненецким орнаментом.
  3. Большеземельская и Канинская ненецкие шапки.
  4. Ненецкие игрушки.
  5. Ненецкие панно и украшения.
  6. Значки и книги с ненецким орнаментом.
  7. Флаг нашего округа.

Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Ученики класса (ненцы) читают стихи:

Нить вплела в узоры паниц.
Всё, чем славен мой народ.
Крылья песен, плавный танец,
Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,
Чтобы радовать людей
Синь озёр, а на озёрах,
Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,
Ритм труда, азарт игры...
С древних пор владеют ненки
Тайной мастерства иглы. (П. Явтысый)

- А сейчас давайте попробуем прочитать ненецкие орнаменты. На доске образцы ненецких орнаментов.

- Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка — ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”.

Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой.

Вот узор “Тропы оленьи”.

В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.

Кроме этих, существует ещё много разных узоров - орнаментов. Мы с вами пока ещё маленькие, чтобы украшать одежду ненецким орнаментом, поэтому сегодня на память о нашем уроке, мы выполним закладку и украсим её ненецким орнаментом.

  1. Показ образцов закладки.
  2. Анализ выполненного образца.
  3. Повторение последовательности выполнения закладки.
  4. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

IV. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен)

V. Итог.

Анализ детских работ.

Итоговое слово учителя:

Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный, образный язык - узорную письменность, донёсшую до нас из глубины веков обычаи, традиции, легенды ненецкого народа. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей. Тундра тогда и теперь полна зверьём, птицей. С помощью орнаментов ненцы украшали одежду, предметы быта. А нам с вами важно уметь читать эти орнаменты и создавать новые.

Наш урок я хочу закончить прекрасными стихами ненецкого поэта А.Пичкова.

Белым пламенем стынут снега
Где-то зябнут в сугробах селенья.
А в узорах я вижу рога
Красоту и отвагу оленью.
Вот они разбрелись на пимах,
На паницах я вижу узоры.
Будто стадо на вольном просторе,
Утопает в снегу, как во мхах.
И проворная тянет игла
Нитку прочную дальше и дальше.
В том узоре не чувствуешь фальши,
Где так вложено много тепла.