Урок внеклассного чтения "Тема войны в творчестве Б.Ш. Окуджавы"

Разделы: Литература


Цели: Познакомить учеников с краткой биографией поэта;  рассмотреть некоторые стихотворения автора о войне;  определить их место и значение в творчестве и жизни автора. Учить анализировать лирические произведения; читать стихотворения наизусть. Воспитывать патриотические чувства; уважение к старшему, воевавшему поколению; чувство памяти.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством известного поэта, автора многих песен, киносценариста. Он известен не только в России, но и за рубежом. Это Б.Ш. Окуджава. (Слайд 1) Приложение 1. Творчество этого человека так велико, что нам, пожалуй, не хватит и шести уроков, чтобы прочитать его стихи. Поэтому сегодня мы поговорим только о теме войны. Почему? Потому что послезавтра 9 мая – самый великий праздник нашего народа, а еще потому, что Булат Шалвович родился 9 мая 1924 года, и в этом году ему исполнилось бы 85 лет.

Откройте тетради, запишите тему урока: “Тема войны в творчестве Б.Ш.Окуджавы”

(Слайд 2) Приложение 1.

Вчера услышала эти слова: (Слайд 3) Приложение 1.

Война – это не то, о чём стоит молчать.
Война – это то, о чём стоит говорить.

Почему?

На этот вопрос вы ответите в конце нашего урока.

А сейчас давайте всё-таки поближе познакомимся с творчеством поэта.

– Кстати, кто из вас что-либо знает о самом человеке, может, кто-то знает его стихи, кроме тех, о которых пойдёт речь на уроке?

Учитель: Один из оригинальнейших русских поэтов 20 века, признанный основоположник авторской песни Б.Ш.Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Тогда он не знал, что 9 мая станет знаменитым Днём Победы. Отец – грузин, а мать – армянка. Оба были довольно высокопоставленными партийными работниками. Стихи начал писать еще в детстве.
В 1934 году семья переехала в Нижний Тагил. Отца назначили первым секретарем городского комитета партии, мать – секретарем райкома. В 1937 родителей арестовали, отца расстреляли, а мать сослали в карагандинский лагерь, в котором она провела долгих 9 лет. Булат Окуджава с братом возвратился в Москву к бабушке. Жил на Арбате, учась в школе, подрабатывал в театре статистом и рабочим сцены.

В 1940 году Окуджава переехал из Москвы к родственникам в Тбилиси.
В 1941, с начала Великой Отечественной войны, работал токарем на оборонном заводе.
В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на войну.

Из воспоминаний: “Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: “Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим”. Длилось так полгода… Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: “Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать”. Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он – ко мне, я – к нему”…

Звучит стихотворение “Ах, война, что ж ты сделала, подлая…”

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры. (Слайд 4) Приложение 1.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад. (Слайд 5) Приложение 1.
Нет, не прячьтесь вы,
Будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, и всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим,
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведём с ними счёты потом
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад. (Слайд 6) Приложение 1.

Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком, мотался по госпиталям, потом снова передовая. Остался жив. Хотя 24-го года рождения мало кто уцелел. В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.

В 1945 году он экстерном сдал экзамены за десятый класс и поступил на филологический факультет Тбилисского университета. В этом же году было опубликовано первое стихотворение Булата Окуджавы. Затем

В 1950 году Булат Окуджава оканчивает Тбилисский университет и уезжает, по распределению, работать учителем сначала в деревне, потом в райцентре Калужской области, а затем в одной из школ Калуги. Здесь он подрабатывает корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет, на страницах которых регулярно появляются его стихи.
В 1955 году были реабилитированы его родители. В этом же году Окуджава вступает в КПСС, членом которой остается вплоть до 1990 года.

В 1956 году, после выхода в Калуге его первого сборника стихов "Лирика", Булат Окуджава возвращается в Москву.
Здесь он работал редактором. Во второй половине пятидесятых Булат Окуджава одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Его песни сразу же понравились слушателям. Он становится основоположником жанра авторской песни. Песни Булата Окуджавы принесли ему широкую известность. Они появлялись, и мгновенно расходились по стране магнитофонные записи его выступлений. Его песни звучали по радио, телевидению, в кинофильмах и спектаклях.
В 1959 году в Москве выходит второй поэтический сборник поэта "Острова". Стихи Булата Окуджавы печатаются в периодических изданиях и поэтических сборниках. В 1961 году в альманахе "Тарусские страницы" была опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр".

В 1962 году Булата Окуджаву принимают в Союз писателей СССР. Он увольняется с работы и целиком отдается творчеству.
С середины 1960-х Булат Окуджава много работает как сценарист. Иногда снимается и сам. Кроме того он пишет в 1966 году пьесу "Глоток свободы" и через год ее ставят сразу несколько театров.

Творческое наследие Поэта, переводчика, прозаика, драматурга, композитора и исполнителя авторских песен Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно, его невозможно перечислить на сотне страниц. Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.
Его произведения переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.
Умер Булат Шалвович Окуджава. 12 июня 1997 в Париже и похоронен, согласно завещанию, на Ваганьковском кладбище в Москве. В Москве на Арбате есть памятник Б.Ш.Окуджавы

(Слайд 7) Приложение 1.
Б.Ш.Окуджава писал стихи самой разной тематики. И одной из самых важных в его творчестве, на мой взгляд, тема войны. Война оставила в его душе неизгладимый шрам, никогда не заживающей оспы, это воспоминания, постоянно живущие в памяти. Военная тематика пронизывает его поэтическое и песенное творчество. И в этом мы убедимся уже сейчас, прослушав песню

Звучит песня “Здесь птицы не поют…” (Слайд 8) Приложение 1.

А вот как всё начиналось. И не только для Окуджавы, а для тысяч и тысяч мальчишек, которые со школьной скамьи сразу отправлялись на фронт.

Ученик читает стихотворение “Проводы у военкомата”

(Слайд 9) Приложение 1.

Вот оркестр духовой. Звук медовый.
И пронзителен он так, что – ах...
Вот и я, молодой и бедовый,
с чёрным чубчиком, с болью в глазах.
Машут ручки нелепо и споро,
крики скорбные тянутся вслед,
и безумцем из чёрного хора
нарисован грядущий сюжет.
Жизнь музыRкой бравурной объята –
всё о том, что судьба пополам,
и о том, что не будет возврата
ни к любви и ни к прочим делам.
Раскаляются медные трубы –
превращаются в пламя и дым.
И в улыбке растянуты губы,
чтоб запомнился я молодым.

Учитель: Автор не описывает батальных сцен, всё буднично, обычно.

– Какова тема этого стихотворения?

– При прочтении стихотворения можно ли нарисовать портрет лирического героя стихотворения? Какой же он? Приведите примеры из текста (тексты всех стихотворений у каждого ученика на парте)

– Почему боль в глазах и “судьба пополам”?

Что же ждёт их, таких молодых и бедовых мальчишек? Страшно представить. Первый бой, страх за себя и своих товарищей, неумелое обращение с оружием, разрывы снарядов, выжженные поля, свист вражеских пуль… и надежда, надежда на жизнь.

Ученица читает стихотворение “Я ухожу от пули”

(Слайд 10) Приложение 1.

* * *

Я ухожу от пули,
делаю отчаянный рывок.
Я снова живой
на выжженном теле Крыма.
И вырастают
вместо крыльев тревог
за моей человечьей спиной
надежды крылья.
Васильками над бруствером,
уцелевшими от огня,
склонившимися
над выжившим отделеньем,
жизнь моя довоенная
разглядывает меня
с удивленьем.
До первой пули я хвастал:
чего не могу посметь?
До первой пули
врал я напропалую.
Но свистнула первая пуля,
кого-то накрыла смерть,
а я приготовился
пулю встретить вторую.
Ребята, когда нас выплеснет
из окопа чёткий приказ,
не растопчите
этих цветов в наступленье:
пусть синими их глазами
глядит и глядит на нас
идущее за нами поколенье.

– К кому обращается лирический герой этого стихотворения и с какой просьбой? Почему?

В этом стихотворении привлекает образ васильков. Автор стихотворения сравнивает васильки с синими глазами будущего поколения.

– А у вас какие возникают ассоциации. Васильки – это символ. Символ чего?

Воспоминания о войне, о тех страшных днях, заставляют поэта снова и снова писать о том, чему был свидетелем. И песня “Бери шинель, пошли домой” – свидетельство тому.

Звучит песня “Бери шинель, пошли домой”

(Слайд 11) Приложение 1.

В песне поётся “ С войной покончили мы счёты…” Да, война закончилась, но воспоминания продолжают тревожить сердца тех, кто воевал, и через годы. Об этом говориться в стихотворении “Чёрный мессер”.

Ученик читает стихотворение “Чёрный мессер”

(Слайд 12) Приложение 1.

Вот уже который месяц
и уже который год
прилетает чёрный “мессер” –
спать спокойно не даёт.
Он в окно моё влетает,
он по комнате кружит,
он как старый шмель рыдает,
мухой пойманной жужжит.
Грустный лётчик как курортник...
Его тёмные очки
прикрывают, как намордник,
его томные зрачки.
Каждый вечер, каждый вечер
у меня штурвал в руке,
я лечу ему навстречу
в довоенном “ястребке”.
Каждый вечер в лунном свете
торжествует мощь моя:
я, наверное, бессмертен –
он сдаётся, а не я.
Он пробоинами мечен,
он сгорает, подожжён,
но приходит новый вечер,
и опять кружится он.
И опять я вылетаю,
побеждаю, и опять
вылетаю, побеждаю...
Сколько ж можно побеждать?

– Кого же можно назвать победителем в этом поединке, который длится ежедневно?

– О чём говорит последняя строчка? Почему автор заканчивает стихотворение вопросом?

Прошли годы, что-то осталось в памяти навсегда, что-то забылось, уже самому солдату не верится в то, что он был на войне.

Ученик читает стихотворение “Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал”.

(Слайд 13) Приложение 1.

* * *

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
я ручками размахиваю, я ножками сучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

– Какова тема этого стихотворения?
– Что же делает война с человеком?
– Почему “жизнь прекрасная лишь только снится по ночам”?

Поэт говорит о войне просто, по-человечески и в то же время с высокой трагической силой, в которой весь ужас беды и несчастья, потрясшего землю.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами прочитали несколько стихотворений о войне Б.Ш.Окуджавы

– Так какова же война в стихотворениях Б.Окуджавы?

Запишите вывод в тетрадь.

Проверка записей учащихся

Учитель: Всё правильно – война это смерть, горе, она порождает ненависть и калечит людей нравственно. Это плач детей, стоны стариков, слёзы матерей. К сожалению, и по сей день нет мирного неба над головой, о котором мечтали те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны. И сейчас раздаются взрывы: Афганистан– Чечня– Южная Осетия…

И сейчас погибают наши мальчики. А хотелось бы, чтобы этого не было.

Звучит песня “Зажгите свечи”

(Слайд 14) Приложение 1.

Ученик зажигает поминальные свечи

А сейчас давайте почтим память тех, кто не вернулся, кто защищал нас, кто верил в будущее минутой молчания

Минута молчания

Учитель: В начале урока был поставлен вопрос: (Слайд 15) Приложение 1.

Война – это не то, о чём стоит молчать.

Война – это то, о чём стоит говорить.

– Почему? Кому это сейчас нужно? Что мы забыли там, в том времени?

Ответы учащихся

Рефлексия.

Сегодня на уроке я …

Учитель: Хочется верить, что ни мы, ни вы, ни ваши дети никогда не испытают того, что пришлось испытать тем, кто прошел Великую Отечественную войну.

Д/з. Выучить стихотворение наизусть.

Приложение 1

Приложение 2