Приемы и средства развивающейся речевой среды в школе (Из опыта работы)

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Мир стоит на пороге нового тысячелетия. Несмотря на современные технологии и всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Все в новом веке будет зависеть от него, человека XXI века. А вследствие этого во многом от работы учителя зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки; выведет культуру на ее истинное место в обществе.

Нам дан великий дар - СЛОВО. Чтобы его оценить и овладеть им, сохранить культурные национальные языковые традиции в условиях кризисного социума, необходимы специально созданные условия в образовательном пространстве школы, обеспечивающие оптимальное речевое развитие учащихся как их личностного развития. Наиболее значительными условиями для полноценного речевого развития учащихся являются:

  • формирование самосознания личности (педагога и ученика) как носителя русского языка, языка великой нации;
  • культ литературной речи в школе;
  • культура речевого общения как основа всякого взаимодействия участников образовательного процесса;
  • целенаправленное обогащение речевого опыта и речевого развития учащихся всеми педагогами;
  • организация активной речемыслительной деятельности при обучении всем предметам;
  • формирование у учащихся активной позиции к собственной речи и речи окружающих;
  • использование различных видов речевой деятельности в образовательном пространстве школы как средства самоутверждения и творческого самовыражения детей.

Развивающая образовательная среда - одна из доминант образовательной среды с ее педагогическими смыслами и ориентирами, психологической и нравственной атмосферой, специальной организацией познавательной деятельности детей и их жизнедеятельности в школе.

Создание подобных условий под силу лишь всему педагогическому коллективу, зрелому, понимающему серьезность проблемы, подготовленному психологически, теоретически, методически.

Поэтому весь коллектив нашей школы включен в практическое решение актуальнейшей проблемы - речевого развития учащихся как основы личностного развития. Это большая и многоаспектная работа.

В свое время по линии администрации школы совместно с методическим объединением учителей русского языка и литературы было организовано знакомство педколлектива с "Едиными требованиями к речевому развитию учащихся", проведены теоретические и методические семинары о видах речевой деятельности, нормах литературной речи, культуре речевого общения психолого-речемыслительной деятельности на уроке. При посещении уроков, контроле за оформлением школьной и классной документации особое внимание уделялось соблюдение "Единых требований".

Учителями начальных классов и учителями словесникам самое пристальное внимание уделяется развитию общеучебных речевых навыков, орфографической и пунктуационных грамотности (мы используем не один год технологию управления качеством обучения русскому языку - создан инструментарий отслеживания формирования общеучебных речевых навыков и проводится контроль в режиме мониторинга). Это дает стабильно высокие результаты.

Большое внимание уделяется развитию словесного творчества учащихся, формированию у них вкуса и чувств, культуре речевого взаимодействия их на уроке; освоению всеми учителями приемов активизации познавательной деятельности и речемыслительной деятельности, нетрадиционных подходов обучения детей литературе. Полученные на сегодня результаты убеждают нас, что мы на правильном пути, но мы только в его начале...

Развивающая речевая среда в школе - это условие успешного обучения ребенка, это создание условий для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала, развитию ключевых компетенций ученика.

Как можно больше творчества! Этот принцип стал основополагающим в организации урочной и внеурочной деятельности нашей школы. А начиналось с первого конкурса школьных талантов, основоположниками которого стали наши организаторы внеклассной работы. Ведь в этом конкурсе могли участвовать все - от первоклассника до директора. Сколько в нем было интересных номинаций: "Надежда школы" (особо успешный ученик), "Олимпийская надежда" (лучший спортсмен), "Самый любимый учитель". Всего не перечислить...

Сейчас проведение творческих конкурсов - как больших и интересных праздников школы - стало традицией, и организуют их сами ребята во главе со школьным советом. Именно участие в них ребят высветило для педагогов те задачи, которые и стал решать педколлектив в организации всей урочной и внеурочной деятельности детей: учить творчеству и сотворчеству, ответственности за себя, за свой класс и за свою школу, выявлять потенциальную одаренность учеников, помогать каждому из них раскрыть свои возможности, найти нишу для самовыражения, самоутверждения, самореализацией.

Помимо участия в работе различных кружков, драмстудий, спортивных секций, ребята имеют возможность проявить себя в различных творческих конкурсах (например, в написании стихов, рассказов на лингвистическую тему, в оригинальном решении задач и т.д.), в предметных олимпиадах, целью которых является развитие интеллектуальных способностей детей, расширение и углубление их знаний.

Нравится всем интеллектуальный марафон, участие в котором для каждого школьника обязательно. При подведении итогов по разным номинациям действует рейтинговая система оценки успехов каждого класса, каждого отдельного ученика. Такая система оценки помогает каждому научиться сотрудничеству, целеустремленности, заставляет критически подойти к себе.

Все больше учеников втягивается в учебно-исследовательскую работу. Она пока не стала обязательной для всех, но привлекательна для многих. Объектом учебно-исследовательской работы становятся малоизвестные факты из жизни и творчества писателей, истории происхождения некоторых русских и тюркских фамилий, а также литературное краеведение, оно позволяет глубоко познать материальную и духовную культуру своего народа через ее первоэлемент - язык, пробуждает языковое чутье, бережное отношение к слову, приобщает школьников к научно-поисковой работе.

Развитию коммуникативных навыков и компетенций во многом способствует внеклассная работа по русскому языку и литературе. Четко продуманная система учебно-воспитательных мероприятий помогает привить детям любовь к языку и литературе, повышает их общую языковую культуру, приобщает к искусству слова, богатствам русской и зарубежной литературы, развивает художественное восприятие окружающего мира. Одним из таких видов внеклассной работы, ставшей уже нашей школьной традицией, является Декада русского языка и литературы. В нашей школе она проводится в марте-апреле как праздник, в ходе которого мы, с учетом возрастных особенностей учащихся, используем разнообразные виды и формы работы. В нее входят следующие мероприятия:

- открытие Декады, выставка поделок, конкурсы рисунков и лучших тетрадей;

- конкурс на лучшее исполнение собственных стихов, стихов известных поэтов;

- смотр-конкурс газет, бюллетеней;

- КВНы по языку в среднем звене;

- "Час поэзии", литературный вечер (старшие классы);

- Литературный праздник в 5 классе, посвященный нежному и благородному жанру древневосточной поэзии - газели.

(Конкурс поэтов озаряет своим присутствием Шахерезада. Юные поэты предлагают вниманию слушателей газели на самые разные темы. В основном же многие последовали примеру древневосточных поэтов и "пели любовь". Здесь ребята продемонстрировали не только умение слагать стихи, но и знание теории литературы и артистические дарования).

Считается, что научить писать стихи нельзя. А еще считается, что все дети - поэты. Первые шаги на литературном поприще всегда трудны. Ведь, что такое чувство слова? Это не только знание точного значения слова, но выбор именно его в сочетании с другими для выражения мысли, чувства или впечатления. Это то, что называют "найти нужное слово". Умение его отыскивать приходит не сразу и не ко всем. Но если человек вдумчиво относится к словам, осторожен и бережен с ними, к нему, в конце концов, придет это чувство.

А как его воспитать? Непростой вопрос. Сначала необходимо иметь, что сказать, а потом уже как сказать. Поэтому на занятиях по развитию речи мы сначала учимся наблюдать, подмечать, удивляться, обогащаться впечатлениями и мыслями. Только тогда приходит желание и умение говорить, рассказывать, описывать и изображать. Поэтому, наверное, так много удачных находок в работах учеников 5-6 классов по созданию древневосточных рубаи и 3-стиший хокку далекой, загадочной Японии. Лаконичность, мудрость, простота и сложность одновременно. Но главное - тонкость и точность каждого штриха. И еще них четко улавливается биение пульса сегодняшней жизни.

Перед шедевром все равны - и неопытный, самый неискушенный читатель-ученик 3 класса - может открыть такие грани художественного текста, мимо которых порой проходят самые видные ученые-литературоведы.

Тайна в восприятии художественного текста! К правильному его пониманию надо привести маленького читателя. Поэтому мы с первого класса большое место решили уделять прослушиванию с детьми достаточно сложных стихотворных текстов в исполнении учителя-словесника. Дети учатся слушать образы великой поэзии, вникать в музыку стиха и красоту звучащего слова, в мысль автора "видеть внутренним зрением образы, переживать. Далее, самостоятельно подбирая стихи и готовя их выразительное чтение, они должны мотивировать выбор интонационного рисунка, смысловых пауз и ударений. Это учит их размышлять над прочитанным, аргументировать свои мысли, опираясь на текст. Как итог этой работы 3-классники писали в классе самостоятельно письменную работу, исследуя художественный текст, разгадывая его тайны. Учитель прочел ребятам стихи, а потом текст его лег на парту каждого ученика. Его нужно было осмыслить, истолковать. Эта работа увлекла и взволновала детей. Поражает богатство и образность их речи в этом разборе. Дети словно превратились в маленьких философов и поэтов, анализируя, например, стихотворение О. Мандельштама "Дано мне тело - что мне делать с ним...".

Одним из эффективных средств формирования речевой среды в школе называют еще интегрирование изучаемых предметов. Поэтому один из 6-х классов школы работает на уроках развития связной речи по программе "Речь", допущенной Департаментом общего среднего образования МП РФ. В программе сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературы в целях сближения задач речевого и литературного развития учащихся. Широкое развитие в ней получили основные направления работы над текстом.

- Формирование умения слушать и понимать текст; развитие навыков комплексного анализа готового текста; совершенствование умения воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности; развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов самых разных стилей, типов, жанров.

Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствии гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы и в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина: "И забываю мир...".

Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд - наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.

Надо заставить детей задуматься над вопросами, интересными для них и одновременно важными для духовного становления личности ребенка. Кажется, просто. Но учителя-словесники знают, что это далеко не просто. С одной стороны, мы работаем с самым благодатным материалом: родным русским языком и литературой, а с другой стороны, практика показывает: уроки русского языка, к сожалению, не относятся к числу самых любимых...

Только тесная связь урочной и внеурочной деятельности детей и внимание к их речевому развитию способствует созданию развивающей речевой среды как одной из доминант развивающей среды школы.