А.А. Фет и эстетика "чистого искусства" (урок-опровержение)

Разделы: Литература


Цель: Формирование понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.

Задачи:

  • Познакомиться с биографией и творчеством А.А. Фета.
  • Выявить общие черты испрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы.
  • Развивать навыки стилистического анализа текста.
  • Развенчать представление о Фете как “второстепенном поэте”.

Оборудование:

  • Грам. запись романса Фета “На заре ты ее не буди” (муз. Варламова), “Я тебе ничего не скажу”.
  • Репродукции картин художников-импрессионистов (Куниджи “Березовая роща” (Л № 5/98 с. 118); К.Моне “Дама в саду” (Л № 6/98 с. 109).
  • Рисунки учащихся к стихам Фета.
  • Видео (отец и мать Фета, дом Шеншина в Орловской губернии, Фет (фотогр. Л № 6/98 с. 104), учеба в пансионе Крюммер Эстония, Московский университет (друг Григорьев Аполлон, Соловьев). Военная служба. Журнал “Современник”, “Отечественные Записки”, Мария Лазич и др.

План урока

I. Тема, цель урока.

II. Эпиграф к уроку:

Если хочешь ты душу
Мою разгадать,
То прочти со вниманием
Эту тетрадь.
А.А. Фет “Е.Д. Дункер”

Целый мир от красоты,
От велика и до мала.
Л.А. Фет

III. Слово учителя.

Творчество А.А. Фета (1820-1892) – одна из вершин русской классической поэзии. К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций.

Следует отметить, что поначалу появление лирических откровений Фета сопровождались хорошими откликами. Давая оценку таланта молодого автора, Белинский писал: “Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет” (1840 г.). Это же отмечал и Некрасов: “Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет”.

Но позже, когда накануне крестьянской реформы 1861 г. и после нее обострились социальные отношения и на страницах журнала “Современник” развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась. Революционно-демократическая критика все чаще и чаще отзывается о нем недоброжелательно.

Добролюбов в статье “Темное царство” (1859) писал: “… г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе”, а в статье “Когда же придет настоящий день” (1860) иронически замечал, что “поэта, которого хвалили когда-то, давно уже позабыли и, пожалуй, теперь только десяток любителей помнят десяток его стихов”.

Собрание сочинений Фета, появившееся в 1863 г. было встречено градом насмешек и оскорблений.

“В семье второстепенных русских поэтов, - писал Салтыков-Щедрин, - г-ну Фету, бесспорно, одно из видных мест”.

А. Писарев утверждал, что произведения Фета ни на что не годны, кроме как оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и рыбы”, только тогда они будут приносить долго пользы”.

А товарищ Писарева Зайцев потешался: “Он в стихах придерживается “гусиного миросозерцания”; такое занятие, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи”.

Точку над “i” поставил Чернышевский (1878): “И есть у него пьесы очень миленькие, но все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи”.

Отношение к творчеству Фета изменилось в начале XX века, когда последовали одно за другим выступления поэтов-символистов К. Бальмонта, В. Брюсова, в которых подчеркивались достоинства произведений Фета.

После 1917 г. поэзия Фета, как и эстетическая теория “чистого искусства”, вновь была подвергнута острым нападкам, даже в “Литературном энциклопедическом словаре” (М., 1987 г., с. 133) в статье “Искусство для искусства” (“чистое искусство”) находим такие рассуждения: марксистская эстетика непримирима к антиобщественным тенденциям в литературе, будь то продукция массовой литературы или “искусства для искусства”, которая стремится “воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности”, т.е. упрекали представителей “чистого искусства”, к которым относился Фет, Тютчев в отсутствии связи с социальными явлениями жизни.

Подобные высказывания можно было найти до недавнего времени и в учебниках литературы для школ, до 1994 г. творчество Фета, Тютчева не изучалось в школе или о них упоминали как о второстепенных поэтах.

Но, из воспоминаний Фета узнаем: В одном многочисленном собрании в Москве, в январе 1858 г., где предметом шумных обсуждений были пути решения “крестьянского вопроса”, к Фету подошел редактор модного тогда журнала “Русский вестник” М. Катков и восторженно призвал:

- Вот если бы вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!

“Я, - вспоминал Фет, - не отвечал ни слова, не чувствуя в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты”.

Фет оказался единственным из представителей так называемой “школы чистого искусства” (в которую включены Майков, Мей, Жемчужников), кто не написал ни одного “тенденциозного стихотворения”, Фет в поэзии своей никогда не демонстрировал своей гражданской позиции.

И сейчас, когда мы возвращаемся к осознанию приоритета общечеловеческих ценностей, верным нашим помощником в этом может стать творческое наследие А. Фета, который постоянно повторял в своем творчестве, что

Целый мир от красоты,
От велика и до мала.

Цель нашего урока: восстановить справедливость, показать, что Фет – поэт далеко не второстепенный, а один из самых красивых русских поэтов, что это не просто большой поэт, а поэт великий, поэт гениальный (как сказал литературовед Вадим Кожинов). Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, т.е. в чем заключается своеобразие стиля поэта. Попробуем разгадать тайну жизни и поэтического феномена Фета.

Помогут нам в этом разобраться литературоведы, текстологи и архивариусы. Все вы изучали переписку поэта, воспоминания о нем современников, делали литературоведческий анализ стихотворений. О результатах своих наблюдений и исследований и расскажут нам сейчас представители групп текстологов, литературоведов и архивариусов.

IV. Диалог учащихся (Журнал “Украина в школе” № 11/90, с.26-32)

  • Группа литературоведов:
  • Архивариусы:
  • Текстологи:
  • Чтецы:

V. Слово учителя.

Итак, мы видим, что Фет был истинным приверженцем “чистого искусства”. Его мысли: “Если песня бьет по сердечной струне слушателя, то она истинна и права. В противном случае она ненужная парадная форма и поэзия должна обходиться без наставлений, нравоучений” - не могли быть приняты революционно-демократическими критиками. Поэтому его поэзию уничтожали, а в ее лице и все “чистое искусство”. Эта оценка творчества Фета была подхвачена критикой соцреализма и долгое время не давала массовому читателю почувствовать всю прелесть его произведений.

Таким образом, мы сделали вывод, что оценка творчества Фета была заведомо искаженной и долгое время не давала читателю почувствовать всю красоту его произведений.

К счастью, отношение изменилось и мы с вами можем почувствовать, сколь глубоки философские обобщения и сколь эстетически прекрасны стихи Фета, одного из ярких представителей “чистого искусства”.

Фет далеко еще не открыт, но, несомненно, что и тот Фет, который всем известен, - прекрасен.

Попробуем доказать это, почитаем стихотворения Фета.

VI. Чтение стихотворений Фета (+ анализ стихотворения)

Поэтическая пятиминутка. Прослушиваем грам. записи.

VII. Рубрика “А знаете ли вы?” (Учащиеся дома находят интересный материал по творчеству А.А. Фета) См. ПРИЛОЖЕНИЕ.

VIII. Литературная традиция. Есенин и Фет: уроки поэтического мастерства

(Журнал “Литература в школе” № 6/95, с. 38-41)

Итак, как сказали ребята в рубрике “А знаете ли вы?”, творчество Фета оказало огромное влияние на творчество великих поэтов, таких, как С. Есенин, А. Блок, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков.

Мы остановимся на уроках поэтического мастерства С.Есенина и А. Фета.

В творчестве этих двух великих русских поэтов воплотились 2 уклада национальной жизни: дворянская усадьба и крестьянская изба. Во всем своеобразии и неповторимости их духовно-эстетических миров, порой удивительно перекликающихся друг с другом.

Есенин практически нигде не декларирует своих творческих связей с традицией Фета. Однако анализ созданного Есениным убеждает однозначно: фетовские художественные открытия обогащали его на всем протяжении творческого пути.

Как и чему учился “новичок” у “мастера” мы попытаемся разобраться, а помогут нам в этом 2 группа литературоведов, которая исследовала литературные традиции Фета в творчестве Есенина.

  • Урок поэтического мастерства № 1: “Две березы”.
  • Урок № 2: “Природа и душа”.
  • Урок № 3: “Диалог с фетовской традицией”.

Таким образом, ребятам удалось доказать, что на творчество Есенина оказало достаточно значительное влияние творчество Фета. Это еще раз подтверждает значимость поэзии Фета, что это поэт не “второстепенный”, а поэт, который мы с полным правом можно поставить в 1 ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Есениным, Блоком.

В предисловии к циклу стихов “За гранью прошлых лет” Блок писал: “Заглавие книжки заимствовано из стихов Фета, которые некогда были для меня путеводной звездой”. Блок называет Фета среди “великих учителей”, которые пролили свет на бездну века, “вещих поэтов”.

Вл. Соловьев, близко знавший Фета, считал его своим учителем. Это еще раз подтверждает значимость поэзии Фета.

IX. Итак, о чем пишет Фет, какова тематика его стихов?

Природа, любовь, красота. Причем эту красоту поэт находил не в мечтах, а на земле, в реальном мире.

“Не я, мой друг, а божий мир богат”, - писал Фет.

Но ведь о любви и природе писали поэты всех времен и народов. Что же сделало Фета неповторимым поэтом со своеобразным голосом.

Почему спустя столетие стихи продолжают жить и волновать чуткие сердца?

Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, т.е. в чем заключается своеобразие стиля поэта.

В этом нам помогут разобраться наши литературоведы, которые сделали обобщающий анализ стихов. Подведут итог вашей коллективной работы.

“Шёпот, робкое дыханье” (Журнал “Русская словесность” № 2/98)

- О чем это стихотворение?

О любви. В нем нарисована картина ночного свидания.

- Но ведь слова “свидание” нет в нем, по каким приметам мы узнаем, о чем идет речь?

(Шепот, робкое дыхание, милое лицо, лобзания, слезы)

Чувства не названы, а слова, передающие чувства, расположены в

определенном порядке: мы видим нарастание страсти, экспрессию – силу проявления чувств.

- Что еще помогает ощутить это возрастающее напряжение?

(Повторяющийся союз И, повторение слова “заря”)

- В поэтическом тексте каждое слово значимо, и все же, какие строки кажутся главными?

(и лобзания, и слезы)

- А почему слезы? По каким приметам мы должны догадаться, что это слезы счастья?

(серебро ручья, милое лицо, пурпур)

Подбор лексики несет в себе свет радости и счастья.

- Обратите внимание на строчку “Ряд волшебных изменений милого лица…” Почему произошли эти изменения?

(Меняется состояние влюбленного, но происходит и изменение в природе, постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарей. Природа как бы подыграла влюбленным, на наших глазах произошло изменение, движение).

- В связи с этим какую особенность стихотворения мы замечаем? Какие части речи использовал поэт в стихотворении?

В стихотворении нет глаголов. Но поэт сумел передать движение, переходы состояния, зыбкость человеческих чувств, трепет жизни.

- Какими художественными средствами это достигнуто?

(Текст состоит из назывных предложений: из существительных и прилагательных, каждое из которых фиксирует определенный миг, жизнь)

- Выберите из текста те прилагательные, которые являются эпитетами, образными, эмоциональными определениями.

(Робкое дыханье, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки).

- Как понимать выражение “робкое дыханье”?

Эпитет насыщен внутренним напряжением, которое боится вырваться наружу, как дыхание.

- В строчке “В дымных тучках пурпур розы” - выразительность усилена повтором согласных звуков [р] – аллитерация, которой часто пользовался Фет.

- Найдите 2 слова, которые придают картине особенную живость?

(Колыханье, изменений)

Слова трепет, дрожь, трепещут, колыханье - одни из самых излюбленных слов поэтического словаря Фета. Он умеет зафиксировать каждый миг, при этом создается картина движения жизни. Л.Н. Толстой говорит об этом стихотворении: “Каждое выражение – картина. Каждую строчку стихов Фета мы видим”.

- К какому направлению в искусстве можно отнести поэзию Фета?

(Стиль Фета назвали импрессионизмом в поэзии) (впечатление, красота, свет)

- Какое название получила в русском литературоведении теория, которая объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства? (Теория “чистого искусства”)

Анализ стихотворения “В дымке – невидимке” (стр. 68-69)

Итак, стиль Фета не зря назвали импрессионизмом в поэзии. Что в лирике Фета позволяет назвать его стиль импрессионистическим видением мира?

  • Стремление передать впечатление от мимолетных видений, явлений жизни.
  • Показать мир в его подвижности, изменчивости.
  • Зафиксировать нюансы чувств.
  • Тождество состояния человека, его внутреннего мира и природы.
  • Поиск новых способов поэтической выразительности.

Таким образом, лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь.

Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем поэт лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!

Итак, из всего сказанного сегодня на уроке можно сделать вывод, что Фет – один из самых красивых русских поэтов, что стиль Фета не зря называют импрессионизмом в поэзии. Поэзия Фета близка к импрессионизму в живописи (показать картины Грабаря):

Во-первых, это стремление передать впечатления от мимолетных явлений жизни, показать мир в его изменчивости, подвижности.

Во-вторых, зафиксировать нюансы чувств, показать тождество состояния внутреннего мира человека и природы.

В-третьих, поиск новых способов поэтической выразительности.

Все это нисколько не умаляет значимость поэзии Фета, а, напротив, делает ее еще более выразительной и притягательной.

X. Практическая часть урока.

Литературоведческий анализ стихотворения (План анализа в тетрадях + в помощь вопросы к стихотворению на листочках).

Домашнее задание

Сравнить стихотворение А.А. Фета “Сияла ночь…” и стихотворение А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье” или “Я тебе ничего не скажу” А. Фета и А.С. Пушкина “Я вас любил”. Что их объединяет, чем различны?

Темы сочинений (опережающее задание):

“Моей души коснулась ты…” (А.К. Толстой) Любовная лирика поэтов 19 века.

Человек перед лицом мироздания в поэзии Ф.И. Тютчева.

“Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет” Ф.И. Тютчев (по творчеству 1-го из поэтов 19 века).

“Поэт – единственный в своем роде” (по творчеству А.А. Фета).


ПРИЛОЖЕНИЕ к рубрике “А знаете ли вы?”

А знаете ли вы, что первая книга Фета “Лирический пантеон” вышла в свет в 1840 г., а в последний период его жизни выходит сборник стихов Фета “Вечерние огни” в четырех выпусках в 1883, 1885, 1889, 1891 годах.

А знаете ли вы, что стихотворение “Сияла ночь. Луной был полон сад…” посвящено Татьяне Кузьминской (прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого). Когда-то Татьяна Кузьминская пела в Ясной Поляне в присутствии Фета, который был растроган ее пением. Прошли годы, и вновь летней ночью в Ясной Поляне пела Кузьминская. Фет, взволнованный, поднялся в спальню, а утром преподнес певице стихи. Это стихотворение напоминает стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” Их объединяет чувство одиночества и тоски. У Пушкина:

“В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви …”

У Фета:

“И много лет прошло томительных и скучных…”

А знаете ли вы, что Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы.

А знаете ли вы, что Фет всегда особенно дорожил концовкой стихотворений – последним их аккордом. Например, вот концовка стихотворения “Далекий друг, пойми мои рыданья…” делает стихотворение не только любовным, но и философским.

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.

А знаете ли вы, что творчество Фета оказало огромное влияние на творчество таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков, К. Ваншенкин и др.

А знаете ли вы, что ….