Педагогическая концепция классного руководителя (наблюдения, размышления) "Дети есть дети, и все — с чудинкой"

Разделы: Классное руководство


На первом педагогическом совете в этом учебном году директор объявила, что классным руководителем трехгодичного 10«АБ» класса назначена я. Это прозвучало как приговор. В вечернюю школу приходят дети по разным причинам. Но как педагог с 23-летним стажем знаю, что благополучные дети любимы своими родителями и учатся они в престижных школах, имеют репетиторов. Это я к чему? А к тому, что есть у нас ещё 10 класс двухгодичного обучения, куда мы берем учеников с четверками по пению, рисованию, ОБЖ и т.д. И как вы догадались, те, кто не имеет даже этого - достались мне! После первого знакомства поняла, что основную часть моего будущего класса составляют мальчики уже с «боевым прошлым»: одни состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, другие, хотя и не замечены милицией, примерами для подражания быть не могли.

Трудный, переходный возраст, желание казаться взрослыми, высокий уровень напряженности, несерьезное отношение к учебе – вот, что я заметила почти в каждом подростке. После двухнедельного знакомства с моими чудными детьми мне не хотелось идти на поводу некрасовских строк, звучащих на доброй половине учительских праздников: «Учитель? Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!». Я понимаю, что это образ, но мой трехгодичный никогда и ни перед кем ничего не преклонит. Тем более «смиренно»! И только за то, что я ... учитель.

Начались школьные будни. Возраст моих учеников колеблется от 15 до 25лет. Моя задача как классного руководителя состоит в том, чтобы выяснить чем живут эти дети, (для меня они все равно – дети). Что их волнует, беспокоит, интересует; чем они занимаются дома; любят ли фантазировать, шутить, слушать музыку?! Мои ребята учатся одновременно в ПУ №30, получая профессию автослесаря, повара, а вечером бегут на уроки в школу. Я очень боялась, что непосильной окажется ноша для слабенького в учебе и плохим здоровьем Коли Потемкина. Как вырос, раскрылся этот парень в 10 классе (он учился в 9 классе по про грамме компенсирующего обучения) стыдился Коля своей безграмотности от того, наверное, и был злым, отговаривался по каждому поводу. Попросил он меня, чтобы я вслух не называла его оценки по диктантам. Старался не отстать от других, стал брать задания домой. Нет таких ребят, которых нельзя было бы за что-нибудь похвалить. Вот я и начала укреплять веру ребят в собственные силы.

Для меня, как классного руководителя, важно в начале понять своего питомца, лучше узнать его непростую историю, а уже потом попытаться ему помочь. И непременно каждому по отдельности, у всех ведь своя биография.

Есть у меня в классе Борис Гуров, рыжий, неуживчивый, склонный к конфликтам юноша. Погиб у Бориса отец, убили его какие-то подонки из-за денег. Осталась мать с тремя детьми без квартиры, денег. Борис видел, слышал, чувствовал, сколько кабинетов пришлось обойти матери, чтобы им, семье военнослужащего, дали квартиру, сколько испытать унижений, выслушать обманчивых отговорок. Поверит этот подросток кому-нибудь? Конечно, нет, но как заблестели его глаза, когда я похвалила его перед мамой за то, что Борис не пропустил ни одного дня, ни в училище, ни в школе. Если честно, я бы, взрослый человек, такого марафона не выдержала восемь часов учиться, а личная жизнь!! Оказывается Сережкам, Витькам, Алешкам ... личная жизнь - это общение друг с другом, внимание к девушкам, некуда им больше пойти - как в вечернюю школу. И старается наш коллектив во главе с новым директором сделать школу вторым домом: купили теннисные столы – результат – не спешат мои дети домой, носят ракетки в сумке вместе с учебниками. Привезли карнизы с занавесками: я была поражена – мои озорники на мою просьбу помочь повесить не только не отказались, а привели своих отцов и друзей. Вешали занавеси, мыли полы, заклеивали окна. Вот тут-то и открылись навстречу наши сердца друг другу. Именно навстречу, потому что мне интересно было разглядеть внутренний мир подростка, а им важно было понять, что я за человек.

Старосту выбрали они сами – Наташу Овчинникову. Училась когда-то эта девушка в нашей школе. Бросила, как не уговаривали мы, другие были у нее интересы. Сейчас пришла, села за парту, влилась в наш «краснознаменный» коллектив. Несмотря, что у нее есть ребенок, успевает помогать мне и моим мальчикам во всех школьных делах. Стремится Наталья использовать нерастраченным ученический коэффициент. Первое полугодие закончила только на «4» и «5».

Был в нашем классе и такой случай. Появился у нас прямо несносный парнишка. Пришел из железнодорожного техникума, где проучился из 2 месяцев всего неделю. Все мыслимые и немыслимые гадости, которыми досаждают учителю, он старался применить ко мне. Даже спиной чувствовала, стоя у доски, какая опасность от него подстерегает меня в следующую минуту. Так, что всегда приходилось быть начеку. Честно скажу, возненавидела я его, не то, что характер- весь облик его был мне противен. Но чувства свои, естественно, скрывала, и как мне казалось, вполне успешно. Однажды его не было неделю в школе и я, честно сказать, только радовалась наступившему покою. А на следующий день меня вызвали в милицию. Не пошла- поплелась к инспектору. Ясно было, что ждет он от меня эффективных предложений по обузданию этого исчадия ада, мне хотелось одного - запрятал бы он его куда-нибудь подальше и покрепче. В беседе с лейтенантом выяснилось, что мой подопечный скитался по подвалам, видели его и пьяным, да еще и драку с кем-то учинил:

- Что будем делать с ним? – спрашивают у меня

- Это не у меня надо спрашивать, а у вас. Или у его родителей – обезоруживаю милиционера своей логикой. Чуть что – учителя виноваты ...

- Родители ... Он как-то по особенному произнес это слово, мне даже зябко стало. Не до него им. А паренек самолюбивый. Да и девчонка у него есть- понимать надо! Вы бы поговорили с ним подушевней, а то мой мундир для него, как красная тряпка для быка.

На том и расстались. Пошла сразу к отцу моего сорванца. Я думала, такие бывают только в кино. Полупьяный, замызганный, пропахший ацетоном и водкой – ругал своего сына и его «лярву» мать, не стесняясь ни меня, ни другой женщины, находившейся в квартире, размахивая грязными кулачонками. Но своего Сашку так дома и не застала. Мне, взрослому человеку, хотелось оттуда бежать. А как там жил подросток? На следующий день пошла к матери – Марине Васильевне. У неё своя семья, другой ребенок от нового мужа, - и все в однокомнатной квартире живут. На вопрос: «Где Саша?» – получила ответ: «Выгнала я его!». Вышла я, села на лавочку у подъезда и задумалась. Что я могу сказать этому парню, что могу сделать для него. И вдруг мой мучитель оказался рядом. Ехидный такой, интонации издевательские

- Что, Людмила Борисовна, заглянули к родителям? После Вашего ухода папаша разок-другой в ухо мне врезал! Видите, вмиг я поумнел.

Чувствую, что надо что-то ответить, а слов не нахожу. Смотрю на него, словно впервые вижу. А он тарахтит, хохочет. Только чудно мне – не задевает меня за живое его болтовня. И не осмысленные слова слетают с его губ, а сознательная речевая завеса:« не поймешь ты меня».

Чтобы как-то покончить с этой нелепой встречей, сказала первое, что в голову пришло.

- В дом твой не пойду. А сюда пришла потому, что виновата перед тобой.

И пошла себе. Паренек догнал и загородил дорогу, он был в смятении:

- Вы-то тут причем?

- Действительно я виновата, ведь в ответ на твою дурь я только и могла, что ненавидеть тебя. А это чувство для учителя неприемлемо. Так что, я никудышный учитель. На следующий день Александр ждал меня в 8 часов утра у школьного крыльца. И вечером пришел вовремя, все уроки отсидел. Видела, что трудно ему сидеть, но он терпел. С того дня у нас все наладилось. На уроки я шла с удовольствием. После занятия не бежала тотчас в учительскую, а оставалась со своими учениками – вопросов-то ко мне у них была уйма.

Ребята у меня в классе разные: непредсказуемые, искрометные, доверчивые, с искаженным взглядом на жизнь. Порой они бывают крикливыми, порой жестокими, порой добрыми и понятливыми, сочувствующими. Но все они имеют ту шукшинскую чудинку, что помогает сохранить им душу, а то и просто выжить. У всех у них обострено чувство справедливости, они не терпят лжи, фальши. А мы, учителя, постараемся научить их отличать зерна от плевел. И они добьются успехов во многом. Мои чудные дети, наверное, не смогут учиться в престижных вузах. Но именно они останутся жить в нашем городе, работать на Озерских предприятиях, строить, торговать, любить, рожать детей. Они составят рабочий костяк нашего города.

И в этом будет и мой маленький вклад в это большое дело.