Устный счет на уроках математики

Разделы: Математика


Продолжается век.
И другой приближается век,
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам.
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
П.Антокольский

В повседневной жизни мы привыкли пользоваться современными калькуляторами и в большинстве своем разучились считать устно. Еще в начальных классах ученики справляются с устным счетом, а старшеклассники совсем забывают эти навыки.

А ведь устный счет помогает развивать память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух и развивает быстроту реакции. Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка”: важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Человеку в повседневной его жизни постоянно приходится сталкиваться со счетом. Нередко нам приходится тратить много времени на вычислительную и весьма утомительную работу там, где, владея приемами устных вычислений, можно затратить мало времени и испытать при этом удовлетворение. Правда, приёмы устных вычислений, их совершенство, требуют повседневной практики, иначе многие из них быстро уходят из памяти из-за отсутствия навыков.

Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся. Ребята считали медленно и неточно. Часто запланированные задания на урок выполнялись не полностью. Приходилось отводить дополнительное время на прохождение той или иной темы, а его всегда не хватает.

Именно это меня натолкнуло на мысль, что на уроках необходимо отрабатывать у учащихся навыки устного счета. К тому же, хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Хорошо развитые навыки устного счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо, когда учащиеся приходят к нам из начальной школы. Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математики. Если не научить считать в этот период, в дальнейшем появятся трудности в работе.

Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта.

Для быстрой проверки работы существует компьютер. При создании тестов на компьютере я постаралась использовать то, что имеется под рукой: Office Excel. Сначала хотела использовать тестовые тренажеры из Интернета. Но предлагаемые тестеры не подходили из-за того, что в них нельзя было писать смешанные числа так, как они должны быть записаны.

В этих тестах (приложение 1) даются задания по мере того, как мы изучали те или иные темы. Перед устным счетом с учащимися разбирали несколько примеров похожих в тесте. По окончании работы компьютер выдавал оценку за работу. Учащимся было трудно предъявить какие-либо претензии к компьютеру: это он выставлял оценку!

Вместе с тестами я создала журнал, в который фиксировались все оценки за работу. После введения всех оценок там же выводился средний балл за этот тест, качество в %, количество детей, выполнивших работу на “5”, “4”, “3” и “2”. При наличии компьютера у учителя можно сразу же ознакомить детей с общими результатами. На основании качества работы класса строилась диаграмма. На основании рейтинга учащихся строилась диаграмма конкретно по учащимся (приложение 2).

На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала. Учителю необходимо помнить слова Блеза Паскаля: “Предмет математики настолько сложен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”.