Использование информационно-игрового модуля для обучения детей ПДД

Разделы: Работа с дошкольниками


Самое дорогое у человека это жизнь и прожить ее нужно достойно и безопасно. Однако, это возможно лишь при условии, при котором человек становится способным давать себе отчет в собственном поведении, в собственной деятельности и собственной безопасности. По –прежнему, одним из основных факторов риска для жизни и здоровья детей остается дорога, дорожно-транспортные происшествия. Ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает около ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения, увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра растет. Каждый день под колеса автомобилей в стране попадают более 70 детей и подростков, шестеро из которых получают смертельные травмы. В нашем городе число дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, так же увеличивается. Одной из самых частых причин ДТП является не умение применять на практике правил дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Так как проблема по сохранению безопасности и здоровья детей актуальна с самого раннего возраста, то мы считаем, что обучать детей правилам дорожного движения нужно с детского сада. Но на сегодняшний день примерно 30 % детей не посещают дошкольные учреждения. В связи с этим нам еще предстоит решить проблему обучения правилам дорожного движения таких детей. Для этого необходимы неординарные методы и подходы. Изучая Правила дорожного движения, мы обнаружили, что нет в них такого определения, как «ребенок-пешеход», упоминается только о передвижении по улице «группы детей» (п.4.2.). При этом статистические данные о пострадавших детях приравнивают их к пешеходам наравне со взрослыми. Мы считаем, что в ПДД обязательно нужно выделить понятие – «дети-пешеходы». Ведь у ребенка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, неполностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы. Поэтому возникла идея разработать модульные уроки с использованием мультимедийных технологий по пропаганде правил дорожного движения на базе нашего учреждения. В дальнейшем считаем, чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды Правил дорожного движения, взаимодействии органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма. . В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на их эмоциональное и физическое благополучие. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические рекомендации, позволяющие гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности. В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования РФ от 14 марта 2000 г. № 65-2316 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Закон «Об образовании» предоставляет педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу ни выбрало ДОУ, содержание дошкольного образования должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности, построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности. Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества. Использование информационных технологий дают большую степень усвоения материала детьми. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Воспитанники запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно. Основными целями применения мультимедиа являются переход от Знаньевой (ЗУН) педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей детей через интерактивность, которая открывает перед ними огромные познавательные способности. Таким образом, мы считаем, что использование мультимедиа технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации Российского образования» – подготовка разносторонней развитой личности. Модульный принцип построения занятий с использованием мультимедиа игровой технологии является совершенно новым аспектом в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении. В словарях термин «модуль» определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие. В традиционной системе обучения все занятия разрознены, в модульной – объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет объединить так называемую предварительную работу педагога. «Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля. Как всякий законченный узел, модуль имеет начало («завязку»), основную часть и завершение - заключительное итоговое занятие. Модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Модульные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка); в интересной, игровой форме обогащать словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свою мысль); познавательный интерес и активность (любая тема требует от детей актуализации опыта реальной жизни). В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития. На занятиях, объединенных в модули, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие. На вопрос «У вас было занятие?» почти все отвечают «Нет». Следовательно, стимулом для работы становится не доминирующая роль педагога, а собственное желание детей. Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Перечислим их.

  1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.
  2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
  3. Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.
  4. Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения, и это облегчает формирование у них целеполагания.
  5. Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.
  6. Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.
  7. Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровье сберегающих технологий.
  8. Использование модульного принципа создает условия для реализации фасилитационного и холистического подходов к организации педагогического процесса. Фасилитация (от англ. facilitate – создавать благоприятные условия) подразумевает создание условий, наиболее благоприятных для совместного с детьми достижения образовательных целей. Термин «холистический» (от англ. whole – цельный) означает подход к обучению, опирающийся на единую, целостную работу обоих полушарий головного мозга. Такой подход широко используется в гуманистических моделях обучения, основанных на понимании уникальности и своеобразия каждой личности в качестве главной ценности.
  9. Основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
  10. Помощь детям в личностном развитии основывается на теории мотивации американского психолога А. Маслоу, согласно которой каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении разнообразных потребностей, выстроенных в определенной иерархической последовательности (физиологические, безопасности, потребности в любви и признании, в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические).
  11. Модульный принцип организации педагогического процесса позволяет реализовать пожелания многих специалистов об особенностях педагогической работы с детьми первых семи лет жизни.

Наш детский сад компенсирующего вида для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции работает по программе «Детство», где, к сожалению, нет раздела по обучению детей Правилам дорожного движения. Нужно отметить, что дети посещают учреждение со всех районов и микрорайонов нашего города, как отдаленных, так и близких, поэтому они выступают в роли пешеходов, пассажиров и водителей велосипедов. В связи с этим возникла необходимость в создании целостной системы профилактической работы по ДДТТ, которая нашла свое отражение в проектной деятельности «Дети-пешеходы». Данная работа предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса, включающего информацию о правилах дорожного движения, вопросы и практические задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности детей, приобретение знаний и логических умений, их последовательного развития, а также умения использовать полученные знания на практике. Актуальность предполагаемого проекта заключается в обеспечении персональной безопасности детей на дорогах города и сохранении их здоровья. Содержание проекта предполагало работу с детьми, посещающими дошкольное учреждение «Колокольчик», а также с детьми, не охваченными дошкольным образованием.

Цель нашего проекта:

  1. Профилактика детского травматизма на дорогах города.
  2. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и сохранения здоровья.
  3. Распространение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В процессе работы над данным проектом мы решали следующие задачи:

  • обучение детей безопасному поведению на дорогах;
  • способствовать развитию познавательного интереса к знаниям ПДД;
  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах города;
  • Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и сохранения здоровья;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к знаниям ПДД.
  • Пропаганда правил безопасного дорожного поведения с детьми, не охваченными дошкольным образованием (прилегающий район);
  • Распространение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их, а в случае попадания в такие ситуации, выйти из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе детей, посещающих д/с и детей, не охваченных дошкольным образованием;
  • Организация и проведение массовых мероприятий по пропаганде правил дорожного движения и разработка методических пособий.

Работа над проектом предполагала три аспекта взаимодействия с ребенком: ребенок-пешеход, ребенок-пассажир городского транспорта, ребенок водитель транспортных средств. Время пребывания ребенка в нашем детском саду зависит от степени выраженности показателя туберкулиновой пробы, в основном около года. Затем детей выводят из дошкольного учреждения, на их место прибывают другие больные дети. Поскольку очень трудно устроиться в другие дошкольные учреждения города и практически не возможно в детские сады поселка, то эти дети чаще всего находятся дома. Мы не заканчиваем работу с такими детьми после ухода из детского сада, а продолжаем приглашать на мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении, по обучению правилам дорожного движения. Для осуществления данной деятельности нами разработаны игровые занятия с использованием информационно игрового модуля для реализации проекта «Дети-пешеходы». Для детей, посещающих детский сад, применяются модульные занятия с использованием мультимедиа технологии. Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики. Затем решается вопрос о сюжете модуля, ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей. Наметив тему и разработав сюжет, мы уделяем внимание «завязке» модуля. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность. Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Наши модули отличаются большой лабильностью. Работая с ними любой педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала до конца, поэтому легко ориентируется в ней. Он сам решает, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к наличным условиям своей группы. Для детей, не посещающих ДОУ, определяется тема. Она пропускается через интерактивные формы обучения. Закрепление материала происходит через использование интегративной деятельности по предупреждению ДДТТ-викторины, минутки безопасности, организация соревнований, КВН, работа на маршрутах (распространение пропагандических листовок, памяток), игры-эстафеты, игры различной направленности для детей, моделирование ситуаций на дороге, досуги, развлечения, праздники, практикумы для родителей, алгоритмические игры с моделями действий во время проблемных ситуаций, выставки детских рисунков и работ, занятия по изучению ситуационного минимума поведения, чтение художественной литературы и другое. Результаты диагностического обследования детей посещающих ДОУ, а также не охваченных дошкольным образованием, по направлениям « Правила дорожного движения», «Правила поведения в транспорте», «Опасности на дорогах» в процессе реализации проекта, показали значительное улучшение знаний детей по ПДД, умение находить быстрый безопасный вариант в экстренных ситуациях, повышение культуры поведения детей в общественном транспорте. Систему работы по использованию информационно-игрового модуля в реализации проекта «Дети-пешеходы» можно использовать в рамках дошкольного образования, отряда иных инспекторов движений, в предшкольных классах. Мы предполагаем, что данный проект может иметь дополнительные возможности реализации:

  1. Создание передач на местном телевидении «Школа дорожных наук» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Разработка компьютерных игр по правилам дорожного движения.
  3. Создание видеороликов «Опасности дороги».
  4. Создание программы обучения с учетом национально-регионального компонента – «Дети-пешеходы».
  5. Проведение муниципального конкурса среди педагогов в номинации «Лучший педагог по обучению детей правилам дорожного движения и работе с родителями».
  6. Введение в штатное расписание должности специалиста по ПДД.

Результатом работы проекта «Дети-пешеходы» стала презентация опыта работы по ПДД, участие и победа в муниципальном конкурсе «Зеленый огонек», республиканском конкурсе – «Дорога без опасности»,участие во всероссийском конкурсе «Дорога без опасности», 3 место в Российском конкурсе «Росточек: Мир спасут дети», а также получение статуса базовой Республиканского базисного центра по обучению детей дорожной грамоте.

В рамках работы базовой площадки нами предусмотрена система мероприятий по профилактике ПДД и обучению детей, которая предусматривает систематическую, планомерную работу со всеми участниками проекта Мы считаем, что при использовании информационно-игрового модуля в реализации проекта «Дети-пешеходы» будет решена проблема формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. У детей, как посещающих ДОУ, так и не охваченных дошкольным образованием будут сформированы качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки.

Приложение 1

Приложение 2