Тема милосердия в повести Троепольского "Белый Бим черное ухо"

Разделы: Литература


«Будь Человеком»
В. Шукшин

Цель: пробудить интерес к повести, вызвать чувство сострадания и жалости ко всему живому, помочь учащимся разобраться. в чём же заключается милосердие, способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: портрет Г. Троепольского, рисунки учащихся, высказывание Экзюпери «Мы ответственны за тех, кого приручили».

Эпиграф урока:

«…Читатель – друг!..
Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »
Г. Троепольский

Ход урока

І. Биография Г. Троепольского.


Гавриил Николаевич Троепольский

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасовке Терновского района Воронежской области.

Г.Н. Троепольский – прозаик, публицист, драматург. Родился в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд.

В 1924 году окончил трехклассное сельскохозяйственное училище имени К.А. Тимирязева в селе Алешки Борисоглебского уезда Воронежской губернии и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930 г.

Многие годы его жизни связаны с Острогожском, где в течение почти четверти века, он, агроном по профессии, вел селекционную работу, заведовал сортоиспытательным участком, где ему удалось вывести несколько новых сортов проса.

Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки.

Начинающим писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. «В литературу Троепольский принес свою тему :«... боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...» – так сказал о Троепольском В.Л. Топорков в статье «Рыцарь русского поля».

В середине 50-х годов Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди». Фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким.

В 1958-61 г. был написан роман «Чернозем».

В 1963 г. – повесть «В камышах».

На 66 году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу – повесть «Белый Бим Черное ухо» (1971 год).

Эту повесть Троепольский посвятил А.Т. Твардовскому.

ІІ. – Что означает слово милосердие?

– Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

ІІІ. Понравилась ли повесть?

ІV. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?

Ответы были такими:

  • Основная мысль повести, по-моему, – это большая дружба и хорошее взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброта, преданность и человечность.
  • Повесть показывает , к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки. Произведение ещё раз доказывает, что собака – друг человека.
  • Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому.
  • В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывается о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным, в то же время как не все люди обладают преданностью друг к другу и верностью долга. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

V. Какой породы был Бим, как он попал к Ивану Ивановичу?

– Он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. При всех достоинствах был недостаток, который отразился на его судьбе. Он должен быть обязательно «чёрный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно чётко ограниченными яркими рыже-красными подпалинами».

Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Бима хотели утопить, но Ивану Ивановичу стало жалко такого красавца: глаза ему понравились, видите ли, умные.

Иван Иванович кормил Бима соской с молоком, и он засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

. Как вы думаете, почему Бим стал добрым, верным псом?

– Бим стал добрым псом благодаря Ивану Ивановичу. К двум годам он стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Тёплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что «каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.» Бим твёрдо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно; двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят. Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся.

VІІ. Расскажите об Иване Ивановиче. Какой это был человек?

По мнению учащихся, Иван Иванович – большой души человек, любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее : через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью»,- говорят в народе».

Учащиеся из текста приводили примеры, как Иван Иванович воспитывал Бима, как с ним ходил на охоту, каким командам научил собаку.

VІІІ. Чем больше всего вас покорил Бим?

– Больше всего Бим покорил меня своей верностью, преданностью и любовью к хозяину. Когда Ивана Ивановича положили в больницу, он не мог ни есть, ни пить, целыми днями ходил по улицам в поисках своего дорогого друга. В него бросали камни. били, он голодал, но он ждал возвращения своего хозяина.

– Огромное впечатление на меня произвела сцена, где Бим плакал над письмом хозяина, как человек.

– Мне понравился Бим тем, что он был очень понятливым, заботливым псом, даже без слов, а по глазам он понимал, хорошо или грустно Ивану Ивановичу.

ІХ. Какова цель жизни Бима?

– Искать и ждать хозяина.

Х. Бим доверял людям. А когда он начал терять веру в человека?

– Он впервые оскалился и укусил Серого.

Просмотр фрагмента из фильма С.И. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Эпизод: «Бим у Серого».

– Бим мог отличить добрых людей от злых. «Тётка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел! Бим начинал терять веру в человека».

ХІ. Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Ответы учащихся.

– Я читал и плакал, когда Бим бежал за поездом, очень устал, и женщина напоила его водой. Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз – горошинки хозяина, теперь вот эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просолённые неизбывным горем.

– Наибольшее впечатление на меня произвёл эпизод, когда лапа Бима попала в стрелку. Бим попрыгал на трёх ногах, измученный, изуродованный. Он часто останавливался и лизал онемелые и припухшие пальцы больной лапы, кровь постепенно утихла, а он всё лизал и лизал до тех пор, пока каждый бесформенный палец не стал идеально чистым. Это было очень больно, но другого выхода не было; каждая собака это знает: больно, но терпи, больно, а ты лижи, больно, но молчи.

– Мне очень жалко было Бима, когда заяц скрылся из виду, Клим снова рассвирепел: он подошёл вплотную к Биму и с размаху ударил его со всей силы носком громадного сапога в грудь. Бим охнул. Как человек охнул. «О-о-х! – вскрикнул протяжно Бим и упал. – Ох, ой… – говорил теперь Бим человеческим языком. – Ой … За что?!» И смотрел мучительным, страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.

– Меня поразила бесчеловечность Семёна Петровича, отца Толика, который привязал Бима к дереву в лесу в конце ноября, развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнося ни единого слова. Но отойдя на несколько шагов, обернулся и сказал: «Ну, бывай. Вот так».

Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. Он с трудом перегрыз верёвку и освободился. Бим понял, что к Толику теперь идти не надо, что он теперь пойдёт к своей родной двери, никуда больше.

ХІІ. Как Бим попал в железный фургон?

Почему Тётка так поступила с Бимом?

– Тётка ненавидела Бима. Она хотела отомстить ему за то, что он не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугался. Гость не поверил Тётке, что Бим мог её укусить (он однажды лизнул ей руку – не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще). Когда подъехал к дому фургон, Тётка сказала, что Бим – это её собака, конец верёвки на шее перегрызла, кусает каждого.

«Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть: на собаку не похожая», – сказали собаколовы Тётке.

Просмотр фрагмента «В фургоне» фильма Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Родители Толика изменили своё отношение к Биму (писали объявления в газету, искали собаку). Молодой Иван, собаковод, навсегда оставил своё занятие.

«Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, что осталась после потери друга, теплоту. Не сразу он догадался, что это такое. А это были два мальчика, их привёл к нему, сам этого не ведая, Бим. И они опять придут, придут не раз».

ХІІІ. Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть? Чтение сочинений учащихся.

– Когда я прочитала эту повесть, то в глазах моих стояли слёзы, а на душе было печально и грустно. Надеюсь, что люди, читая такие книги, станут добрыми и человечными не только по отношению к животным, но и друг к другу.

– Мне очень понравилась повесть. Я даже чуть не заплакал, когда Бима били хворостиной и кидали в него камнями. Он погиб от рук жестоких людей. Но в жизни он понял, что не все люди такие хорошие, как Иван Иванович, Степановна, Толик, Люся, Алёша, Даша.

Повесть глубоко затронула мою душу, и я понял, что в жизни надо быть добрым и хорошим, как хозяин Бима.

– Повесть Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» помогла мне стать добрее и милосерднее ко всему живому. Когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет злых и равнодушных людей, жить станет намного лучше. Будь Человеком! Не делай зла, потому что оно бумерангом вернётся к тебе.

Повесть Троепольского произвела на учеников глубокое впечатление, заставила задуматься над многими нравственными проблемами.

Учащиеся дома выполняли иллюстрации к отдельным эпизодам повести. С помощью изобразительного искусства хотели показать свои чувства, эмоции к живым существам.

Рассказ учащихся по своим иллюстрациям к повести.

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»не только о доброте, чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

Это слово – обращение к читателям повести:

«Благо тому, кто сумел впитать в себя всё это с детства и пронёс через жизнь, не расплёскивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души!
В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворённый, ты сливаешься с природой. В эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле».

Домашнее задание:

прочитать повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».