Урок МХК по теме "Подвиг самоотречения" (о творчестве А.Иванова)

Разделы: МХК и ИЗО


«Иванов являлся человеком, по своим стремлениям принадлежащим к небольшому числу избранных гениев, которые решительно становятся людьми будущего…Мы потеряли великого художника и одного из лучших людей, какие только украшают собой землю».
Н. Г. Чернышевский.

Вот агнец Божий…
Евангелие от Матфея.

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет?..
То, риза чистая Христа…
Ф. И. Тютчев.

Музыкальный эпиграф:

  1. Культовая: «Верую», «Жертва вечерняя» – (включается в начале урока при демонстрации зрительного ряда);

  2. Моцарт. «Реквием. Лакримоза» - (включается в конце урока, так называемое последействие, демонстрация этюдов к картине «Явление Мессии» и самой картины.

Зрительный ряд:

  1. Александр Иванов. Портрет кисти художника С. Постникова;

  2. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело убитого Гектора;

  3. Аполлон, Гиацинт и Кипарис;

  4. Явление Христа Марии Магдалине;

  5. Явление Мессии.

Список использованной литературы:

  1. Долгополов И. «Александр Иванов»;

  2. Жукова А. «Солнце Виттория»;

  3. Зотов А. «Александр Иванов»;

  4. Федоренко П. «Лепта».

Использование фрагмента видеофильма «Земная жизнь Христа в произведениях русских живописцев», производство Государственного Русского музея, студия «Квадрат Фильм», Россия, 2001г.

1. Вступительное слово учителя.

Мир знает многих великих художников. Музеи мечтают владеть их картинами. Художник, о котором будем говорить сегодня, знаменит благодаря всего лишь одной картины. Но какой?!

Звучит музыка.

Начинается демонстрация зрительного ряда. Последний кадр – «Явление Мессии».

Художник Александр Андреевич Иванов навсегда утвердил своё имя в русском искусстве картиной «Явление Христа народу». Над этим полотном он трудился более четверти века.

И сегодня на уроке мы должны с вами попытаться понять величие подвига художника А. Иванова, понять предназначение его легендарной картины.

2. Выступление ученика(цы) с сообщением о жизни и творчестве художника с соблюдение хронологического принципа - Задание для учащихся составить план происходящих событий в жизни Иванова.

Александр Андреевич родился в 1806г. В Петербурге в семье профессора Академии художеств. В 1830г. он закончил Академию с золотой медалью, которую получил за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (Демонстрация репродукции). Медаль дала право на поездку в Италию, где он прожил всю жизнь, вернувшись на родину за полтора месяца до смерти. В Италии, изучая итальянское искусство, работы мастеров раннего Возрождения, Иванов пишет поэтичную картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (Демонстрация репродукции), в которой воспевает великую силу искусства, преображающую человеческую душу. В середине 30-х гг. он создаёт «Явление Христа Марии Магдалине» (Демонстрация репродукции) и за неё получает звание академика. Это был первый и последний успех, который познал великий художник при жизни. Тогда он задумывает в рисунках воссоздать нравственную историю человечества. Их выполнено 200 акварельных рисунков (Демонстрация репродукций). Но невозможность объять необъятное приводит к душевному срыву. После чего он работает над картиной «Явление Христа», создав к ней огромное количество эскизов.

С1837г. по 1857г Иванов работает над картиной. Не раз испытывал художник неуверенность в своих силах. Тяжёлое материальное положение, граничившее с нищетой,

Нарушало его душевное равновесие, но он не сдавался. Великий художник прекрасно знал, что такое изнуряющий труд во имя искусства. Не случайно в своё время он предлагал заменить лавровый венок на медалях Академии художеств «терновым венцом для художников».

Возвращение на родину было трагичным. Он не застаёт там в живых ни родных, ни старых друзей. Привезённая картина вызвала холодный приём, недоумение и замешательство зрителей. Известие о приобретении императором Александром II картины не застало его в живых: 3 июля 1858 г. художник скончался.

Демонстрация репродукции «Явления Мессии».

Беседа с учениками:

  1. Что за сюжет картины?

  2. Что поражает в композиции картины?

  3. Посмотрите внимательно на картину и покажите, пожалуйста, центральную фигуру на ней?

  4. Узнали ли Вы на картине, реально существующих в годы жизни художника, людей?

  5. Как Вы думаете, почему художник так долго и так тщательно работал над пейзажем?

Варианты ответов:

  1. А. Иванов запечатлел описанный в Евангелии момент, когда пророк Иоанн Креститель указывает собравшемуся вокруг него народу на приближающегося Иисуса Христа и обещает людям грядущее счастье. В евангельском сюжете он раскрывает огромную и современную тему обновления человечества, пробуждения в нём надежды, веры в будущее освобождение от несправедливости и угнетения, вечное стремление человека к свету, правде.
  2. Картина многопланова и многофигурна. Мессия изображён вдали на заднем плане. Все остальные участники событий объединены в несколько групп.
  3. Раба Иванов поместил его почти в середине картины. Раб присел на корточки возле своего господина. Лицо господина не видно, художник написал его спиной к зрителям. Раб собирался одевать господина и потянулся за его одеждой, но в эту минуту услышал слова пророка. Вдали показался тот, кто должен защитить людей от зла, принести им свободу и счастье. «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада» - писал Иванов о лице своего раба.
  4. Сам художник А.А. Иванов в образе странника с посохом, наблюдающего происходящее беспристрастно, как будто бы со стороны. Он свидетель, но не участник событий. В позе и взгляде странника нет ни смирения, ни униженности, ни восторга, но есть спокойная пытливость и внимательность, он весь превратился в зрение. Этот образ является духовным автопортретом Александра Иванова, верившего в миссию художника, который своим трудом должен приближать «златой век человечества», век совершенных и гармоничных общественных отношений. Н.В.Гоголь в период написания картины был дружен с художником. Они часто спорили о человеке и его предназначении. И этот спор нашёл отражение в композиции картины. В разных композиционных группах рисует себя и писателя художник. У каждого своя трудная дорога к истине.
  5. Пейзажу в картине отводится важная роль. Лазурь неба, прозрачность вод, солнечные блики на листве – всё это необходимо, чтобы обозначить мир человечий мир Божий. Мессия – Сын Божий, дающий человечеству надежду на спасение, душевное обновление.

3. Учащимся предлагается посмотреть фрагмент из видеофильма. После просмотра обсуждение:

- Что нового узнали по теме урока, просмотрев фрагмент?

- Так в чём же гражданский подвиг художника Иванова?

4. Демонстрация репродукции «Явление Мессии».

Великий русский художник Илья Репин понимал эту картину так: «По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображён угнетённый народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником». Это – «самая гениальная и самая народная картина».

Иванов стал тем художником, чьи произведения постигаются не сразу и влияют исподволь, постепенно. Его художественно - философские идеи позже найдут преломление в творчестве русских художников, А сама картина станет школой для русских живописцев: Ге, Крамского, Сурикова, Поленова, Нестерова.

А. Иванов своей картиной утверждал – духовные ценности вечны. В картине заявлена тема духовного обновления. Художник убеждён в том, что для каждого есть место в меняющемся мире. Христос идёт к людям, ждущим спасения.

5. Демонстрация портрета Иванова. Звучит «Реквием» Моцарта.

Ученик(ца): «…Если б картина моя осталась навсегда неоконченною, то это бы всё столько было бы для меня горько, как если бы какая-нибудь деспотическая сила заставила окончить её против моих правил и убеждений. Русский исторический живописец должен быть беден, совершенно свободен… никогда ничему не подчинён, независимость его должна быть беспредельна. Вечно в наблюдениях натуры, вечно в недрах умственной жизни, он должен наблюдать и извлекать новое из всего собранного, из всего виденного». А.Иванов.

6. Домашнее задание.

Творческая работа на выбор:

  1. По предложенным эпиграфам написать эссе;
  2. Сочинить стихотворение по теме урока;
  3. Подобрать эпиграфы к теме урока.