Роль педагога-психолога в формировании компетенции у учащихся

Разделы: Школьная психологическая служба


Аргументируя необходимость модернизации учебно–воспитательного процесса, американский педагог Рейгелут справедливо замечает: «По мере нашего вхождения в развитое, технологическое, быстро изменяющееся информационное общество, существующая система школьного образования всё больше будет становиться неадекватной. Нам придётся принципиально переоценить и перестроить всю школьную систему, подходы к обучению, способы самого учения, познания».
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы является идея компетентностной парадигмы. Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в профессию. В своей профессиональной деятельности я оказываю влияние на формирование таких компетенций, как: ценностно-смысловая; социально-трудовая; учебно-познавательная; общекультурная; информационная; коммуникативная; компетенция личностного самосовершенствования.
Развитию компетенций как нельзя лучше способствует профессионально ориентированный элективный курс для 9-го класса  «Человек в мире профессий». Он разработан мною в 2005г, одобрен РИМК  и успешно применяется. Задачи курса состоят в следующем:  сформировать положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии (сформировать у учащихся представления о мире профессий, о путях и правилах профессионального выбора); познакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; оказать консультационную помощь при составлении личного профессионального плана.
Решение поставленных задач осуществляется за счёт использования разнообразных форм и методов освоения содержания курса. Это комбинированные уроки, круглые столы, семинары, индивидуальные беседы, групповые диагностические процедуры. Знание своих профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, способностей, индивидуальных характерологических и когнитивных особенностей способствует самопознанию и самоопределению. Успех выбора профессии во многом зависит от грамотно составленного личного профессионального плана. Ведь профессиональный план  - это обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах карьерного роста
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Эффективность усвоения оценивается по показателям сформированности структуры профессионального выбора (информированности, автономности, умения принимать решения, умения планировать, эмоционального отношения к выбору).
Мне как педагогу–психологу интересна динамика уровня самопознания и самоопределения, умение детей сопоставлять свои желания со своими возможностями и находить способы их сближения. Исследования проводятся при помощи батареи методик, таких как: опросник профессиональных предпочтений, анкета Голланда, тест Айзенка, ШТУР и др., а так же индивидуального собеседования. Результаты работы отражены в диаграммах.
Мониторинг сформированности личного профессионального плана у учеников 9-х классов в период предпрофильной подготовки.
Первичная диагностика    рис.1. Контрольная  диагностика рис.2

Анализ данных мониторингового исследования позволяет говорить о росте количества девятиклассников с полностью сформированным личным профессиональным планом (см. рис.2).
В заключение хотелось бы отметить положительное влияние профориентации на формирование ключевых компетенций у учащихся.

Литература.

  1. Абдалина Л.В., Гаврилова Е.В. Психологические аспекты профессионального самоопределения учащихся. – Воронеж, 2004г.
  2. Хатунцва Л.И. Профессиональное самоопределение. – Воронеж, 2004г.
  3. Материалы Интернет. http://www.eidos.ru/journal