Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе

Разделы: Информатика


"Искусство обучения есть искусство будить в юных душах
любознательность и затем удовлетворять ее"
А.Франс.

На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности.  Для того чтобы решить такую задачу,  в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение  и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.
Чем мы обычно занимаемся с детьми на уроках информатики? Ответ на этот вопрос прост, решаем задачи, учимся составлять алгоритмы, пишем программы, учимся правильно набирать тексты на компьютере и заполнять таблицы, а также осваиваем навыки рисования на компьютере.
Для развития творческих способностей школьников необходима дружественная и теплая рабочая атмосфера, обязательно должен быть налажен контакт между взрослым и ребенком. Для этого начиная уже с первых уроков информатики в пятых классах стараюсь наладить творческую обстановку в классе, в этом мне помогают некоторые приемы:

  • Фоновая музыка при выполнении рисунков на компьютере;
  • Соревновательный момент при выполнении заданий на скорость и смекалку;
  • Применение разноуровневых заданий для учащихся разного уровня подготовленности;
  • Физкультминутки для расслабления и концентрации внимания;

При изучении материала мною ставятся задачи трех уровней сложности: выполнение задания по образцу, применения полученных знаний для самостоятельно выполнения задания и задания с творческим потенциалом. Последние задания, только на первый взгляд кажутся простыми, но у многих учащихся, до определенного момента, вызывают сложности. Чаще всего я использую такие задания при изучении элементов компьютерной графики.
Графические редакторы – это одни из самых популярных прикладных программ. Они не только отстраняют школьника от рутинной работы, но и дают огромный простор для творчества и реализации своих идей.
Одним из самых первых графических редакторов, с которым знакомятся школьники, является Paint.  Это доступный и популярный графический редактор  с достаточным набором операций для освоения учениками 5-7 классов. В школьном курсе информатики изучению графических редакторов отведено достаточно большое количество учебных часов.
На своих уроках я предлагаю учащимся разработанные мной задания. Одним из самых интересных, на мой взгляд, заданий является рисование картинок из одинаковых геометрических фигур, это не только развивает в школьниках творческое начало, но и способствует развитию мышления.
Самым первым этапом выполнения задания является воспроизведение рисунка по образцу с заданным алгоритмом выполнения. Своим ученикам я предлагаю нарисовать различные фрукты, используя только инструмент Эллипс (графический редактор Paint). Пример карточки, которую получают учащиеся, представлен на рис.1.


Рис.1

Вторым этапом работы, является выполнения задания по образцу без представленного алгоритма выполнения. Пример карточки для учащихся представлен на рис.2.


Рис.2

Следующим этапом предлагаю учащимся создать свой рисунок из окружностей, или доработать уже созданные рисунки. Приведу примеры выполнения таких работ моими учениками.


Рис.3
Выполнила Смирнова Валерия
МОУ «СОШ №17» г. Дзержинск


Рис.4
Выполнил Рысаев Олег
МОУ «СОШ №17» г. Дзержинск

Для учащихся, которым на данном этапе еще трудно выполнять задание без образца,  предлагаю другие карточки с использованием, например, прямоугольников и линий. Пример такой карточки приведен на рис.5,6.


Рис.5 

Рис.6

Такие задания очень нравятся учащимся, они не только позволяют абстрагироваться от проблем и забот, но и проявить и показать себя.
Следует отметить, что на уроках, на которых даются творческие задания, большого внимания, требуют не только слабые и отстающие учащиеся, но и дети с особыми возможностями, одаренные дети. Чаще всего таких детей следует больше стимулировать и хвалить, чтобы на следующих уроках получить от них большую отдачу. По окончании очередной темы или проекта стараюсь проводить урок просмотра и защиты своих работ. Предлагаю учащимся дать своим работам название, подобрать подходящее четверостишье, стихотворение или цитату. Лучшие работы учащихся вывешиваю в классе, на стенде.
Раскрытием творческого потенциала можно заниматься не только на уроках по графике, но и по многим другим темам школьного курса информатики. Основные приемы использую при изучении программирования, логики, при работе с текстовой и числовой информацией.
Достаточно часто учащиеся получают творческое задание для выполнения его дома. Ярким примером такого задания, является подготовка различных эскизов для работы на уроке. Часто практикую задание по составлению ребусов. Дома учащиеся рисуют ребусы на бумаге, а в классе реализуют их на компьютере. Пример выполнения творческого домашнего задания показан на рис.5.

Таким образом, мой опыт показывает, что при использовании достаточно простых методических приёмов можно увидеть положительную динамику в развитии учеников. Благодаря  применению элементарных обучающих методов  на уроках информатики учащиеся раскрывают свои творческие способности.