Повторительно-обобщающий урок по обществознанию для 11-х классов "Решение проблем малого и среднего бизнеса как слагаемое успешного развития экономики"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Раскрыть основные факторы,определяющие успешностьбизнеса в России

Дидактические задачи урока:

  1. Образовательные:
    • исследовать учащимися информацию о развитии малого и среднего бизнеса в Российской экономике в 21 веке
    • использовать импирические методы исследования для изучения: экономической сферы, определить основные задачи внутренней политики Российского государства в вопросах развития современного бизнеса ,как приоритетного направления в политике
  2. Развивающие:
    • Уметь характеризовать исследуемые объекты, выделяя их существенные признаки проблемы и механизмы развития
    • Анализировать актуальную информацию для установления соответствия между исследуемыми объектами
    • Объяснять на примерах причинно следственные и функциональные связи исследуемых объектов
    • Осуществлять поиск экономической информации, представленной в разных знаковых системах(график, схема, диаграмма ),работать с разной источниковой литературой
    • Оценивать деятельность субъектов экономической жизни
    • Формулировать на основе преобретенных знаний, собственные суждения и аргументы по исследуемой проблеме
    • Применять полученные знания в процессе решения исследовательских задач
    • Использовать ,преобретённые знания, для подготовки к егэ
    • Ориентироваться в актуальных экономических событиях
    • Осуществлять конструктивное взаимодействие в группах
    • Интерпретировать социально-экономическую информацию для характеристики исследуемого объекта
  3. Воспитательные:
    • воспитание интереса к проблемам своего Отечества
    • патриотизма, уважения к соотечественникам; людям труда
    • воспитание гражданской позиции личности
    • критического конструктивного мышления

Оборудование урока:

  • учебник Боголюбов Л.Н -2008г”, базовый уровень
  • информационные ресурсы сайтов Интернет
  • мультимедиа проэктор,экран,компьютер
  • СМИ(газеты,журналы)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

В начале урока учитель акцентирует внимание на гипотезе:

«Расширение экономической, предпринимательской свободы -именно в этом успех формирования роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики». Из послания президента Р.Ф. федеральному собранию 2009г.

Актуальность темы: Исследование проблем малого и среднего бизнеса современной Российской экономики необходимо для поиска путей решения и преодоления трудностей модернизации.

Задачи исследования:

  • выявить основные проблемы
  • сделать выводы
  • предложить свои рекомендации

Объект исследования: Проблемы современного состояния малого и среднего бизнеса в Российской экономике, анализ эффективности деятельности правительства Р.Ф по реализации приоритетных национальных направлений.

Предмет исследования:

  • Состояние и развитие малого и среднего бизнеса(экспертная оценка)
  • Деятельность правительства по реализации приоритетного национального направления
  • Трудности становления и развития малого бизнеса

Методы исследования:

  • Анализ информации
  • Синтез
  • Наблюдение
  • Опрос
  • Прогнозирование

В вводном слове учитель подчеркивает значение экономической модернизации,отмеченной призидентом Р.Ф. в своём послании федеральному собранию Р.Ф. В ходе обсуждения учитель ставит задачу: небходимо исследовать деятельность правительства Р.Ф. , провести анализ проблем малого бизнеса в РФ.,ЯНАО,городе Надыме,провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. Учащиеся в ходе урока должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую гипотезу. Чтобы решить выдвинутые задачи, учащиеся делятся на три группы, каждая из которых является специалистами в данной , исследуемой области: эксперты-аналитики, представители правительства Р.Ф, представители малого и среднего бизнеса.В каждую группу входит 5 экспертов по заявленным проблемам.

3. Работа учащихся в экспертных группам. (-8-9мин.)

Эксперты-аналитики

Представители правительства Р.Ф

Представители малого и среднего бизнеса

1-группа

2-группа

3-группа

1-Особенности формирования малого и среднего бизнеса в России.

2-Динамика развития малого среднего бизнеса в России за 10 лет.

3-Экономические показатели развития .

4- Влияние кризиса на развитие бизнеса

5-ЯНАО и г. Надым проблемы развития.

1-Правовая база предпринимательства.

2-Программа правительства Р.Ф. по поддержке малого бизнеса.

3-. Проблемы финансирования ,бизнес инкубаторы.

4-.Антикризисная программа в Р.Ф.

5-. Реализация программы правительства в ЯНАО и г.Надым.

 

 

1- Налоговая система.

2-Законодательная система

3-Влияние кризиса,антикризисная поддержка .

4-Проблемы коррупции

5-ЯНАО и г.Надым,реализация программы правительства по поддержке предпринимательства бизнес инкубаторы,проблемы и результаты.

Учащиеся

1

2

3

4

5

Учащиеся

1

2

3

4

5

Учащиеся

1

2

3

4

5

Выводы и рекомендации

творческой группы

Выводы и рекомендации творческой группы

Выводы и рекомендации творческой группы

Учащиеся исследуют уровень развития предпринимательства в Р.Ф. и ЯНАО

Для этого они используют:

  • текст учебника, данные сравнительных таблицы, материалы СМИ,
  • информационные ресурсы
  • анализируют деятельность правительства,местных органов власти,выявляют трудности предпринимательской деятельности
  • делают выводы о проблемах и путях решения

4. Рефлексия.

В ходе рефлексии идет интерактивное обсуждение учащимися выдвинутой гипотезы, степень её соответствия действительности. Обучающиеся приходят к общему выводу и общим рекомендациям, исходя из изученных и подготовленных материалов, делают выводы о качестве внутреннй политики Российского государства,о функционировании политических институтов,проблемах модернизации и методах решения. В результате использования исследовательских методов в обучении,возрастает мотивация, повышается интерес к проблемам государства ,идёт активное формирование гражданской позиции .

5 Подведение итогов урока.

Учитель возвращает учащихся к эпиграфу.

6. Выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3