Занятие "Лесное новоселье"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование логико-грамматических, квазипространственных представлений, работа со сложно-грамматическими речевыми конструкциями, освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур).

Задачи: способствовать развитию у детей пространственного восприятия, мышления, воображения, эмоциональной памяти;

Материалы: листы А-4 и комплект геометрических фигур, вырезанных из цветного картона по числу участников, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам, получают раздаточный материал.

2. Разминка (по А.В. Семенович).

Упражнения выполняются стоя по 4-6 раз каждое. Эффективно «озвучивание», проговаривание соответствующих движений («тик-так» и т.д.).

Упражнение «Потягушки».

Руки подняты вверх. Смотрим на кончики пальцев. Вслед за руками тянемся головой вверх, напрягая мышцы шеи.

Упражнение «Часы».

Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают: «Тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении «рук на поясе».

Упражнение «Ушки».

Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).

Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз.

Упражнение «Ленивые восьмерки».

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. Конкурс смекалистых.

- Какое число было три дня назад?

- За чем мы едим? (За столом)

- Птица, родственник воробья, умеющая шить? (Ткачик)

- По нему можно перейти реку не замочив ноги? (Мост)

- Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)

- В каком месяце бывает 28 дней? (В любом)

- Как называется очень маленькая частичка хлеба? (Крошка)

- Где край света? (Там, где начинается тень)

- Как называется мера для измерения жидкостей? (Литр)

- Есть такое чудо, которое летом бежит, а зимой стоит? (Река)

4. Задание № 1 «Найди дом лисички».

Психолог. Однажды в сказочном лесу произошел удивительный случай. Зверей стало так много, что им тесно оказалось в лесу. Тогда лесные жители отправились искать новый,

красивый и уютный лес. Долго или коротко плутали звери по лесным дорожкам, как перед ними открылась чудесная широкая поляна, окруженная осинами и кустами малины.

-Здорово! Нам здесь нравится!– крикнули хором звери. Так и остались они жить в этом лесу.

Первой построила себе домик лиса Алиса.

Сегодня мы с вами идем вместе с лесными жителями в гости к хитрой лисе Алисе.

Ребята, давайте отгадаем загадки и узнаем, кто идет в гости к лисичке.

Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Вот иголки и булавки,
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)

По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком. (Заяц)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Психолог. Молодцы! Правильно! Это - ежик Букля, медведь Потапыч, заяц Крош, белочка Бэкки, волк Вуди. Много интересного вас ждет впереди: разные задания и испытания.

Путь к дому лисы проходит через сказочный лес, будьте внимательны и найдите домик новосела. А помогут вам в этом лисьи подсказки:

Налево пойдешь, к ежу, да к зайцу попадешь.
Направо пойдешь к коту и к волку попадешь,
Назад пойдешь - в яму упадешь,
А прямо пойдешь - к лисе попадешь.

(На проекционном экране появляется картинка с тропинками и ямой – слайд 2).

Затем детям предлагается самостоятельно рассказать, кто, (что), где находится (используя словесное обозначение пространственных координат: перед, за, справа, слева, рядом, около, на, под) и показать путь следования лесных зверей. (На проекционном экране появляется картинка без тропинок и ямы – слайд 3).

Психолог. Молодцы, ребята! Быстро справились с первым испытанием. Так незаметно мы подошли к домику лисы Алисы. Но что мы видим? Стоит Алиса около большой двери и плачет горькими слезами. Вышла лиса в сарай за сметанкой, а дверь захлопнулась. Хочет лисичка домой попасть, а код замка вспомнить не может. Поможем лисоньке решить эту задачу? Чтобы отгадать код этой двери, воспользуемся алфавитом (это слово составлено согласно порядковому номеру этой буквы в алфавите). Код – это цифры. Какие есть соображения? Кто догадался, как открыть дверь?

(На проекционном экране дверь с кодовым замком и надписью АЛИСА и ответ: 1,13.10,19,1. Слайд 4). Замечательно! Дверь открылась, и лиса с удовольствием провела нас по всем комнатам дома. Но одну комнату лиса не знала, как обставить.

5. Задание № 2 «Помоги Алисе расставить мебель».

Психолог. В центре комнаты собраны все вещи, которые Алиса хотела расставить. Ребята, давайте поможем хозяйке обставить комнату.

(На проекционном экране в центре комнаты собрана мебель. Ученики используя в речи понятия слева, справа, спереди, сзади и т.д. расставляют мебель вместе с психологом. Слайд 5). Молодцы, ребята, помогли лисоньке оформить комнату. А теперь Алиса предлагает вам оформить свою комнату, используя геометрические фигуры и листы А-4.

6. Физ. минутка.

    Раз по тропочке лесной, лесной
    Прыгал зайка озорной, озорной, вот так…
    Мишка зайку догонял, догонял
    И вразвалочку шагал, он шагал, вот так…
    И нарядна, хороша, хороша….
    Шла лисичка, не спеша, не спеша…

(Учащиеся изображают действия, движения животных).

7. Задание № 3 «Оформи свою комнату».

Психолог. Ребята, возьмите листы и комплект геометрических фигур. Каждой геометрической фигуре соответствует предмет мебели:

  • Коричневый прямоугольник – гардероб:
  • Зеленый квадрат – диван;
  • Зеленый треугольник – кресло;
  • Серый овал – телевизор;
  • Желтый круг – стол;
  • Красная трапеция – тумбочка;
  • Синий шестиугольник – зеркало.

(На проекционном экране слайд 6). Оформите свою комнату, используя эти геометрические фигуры.

8. Задание № 4 «Найди ошибки».

Психолог. Молодцы, помогли лисе – Алисе оформить комнату. Вы хорошо потрудились, и лиса приглашает вас в гостиную справить новоселье. А чтобы было весело, выполните задание «Что перепутал художник»? (На проекционном экране слайд 7).

Молодцы! Справились и с этим заданием. Лиса Алиса прощается с вами и желает вам хорошего настроения.

9. Задание № 5 «Пожелания лисичке».

Психолог. Ну, вот и подошел к концу наш урок. Вам понравилось? Да! Давайте напишем и соберем в конверт пожелания лисичке. В конверт собираются написанные пожелания.

Литература

  1. Екжакова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы: Научно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2007. – 272 с.:ил.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.
  3. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. М.: Генезис, 2003. - 96 с.
Приложение