Программа дополнительного образования "Правовой клуб "Рубикон"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Пояснительная записка

Программа кружка « Рубикон» социально- педагогической направленности разработана на основе программы элективного курса « Выбирающему профессию юриста» Мустафиной М.Ф. Правоведение.10-11 кл.: элективные курсы / Волгоград: «Учитель» 2007г.

Данная программа способствует формированию человека- гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, это определяет ее социально- педагогическую направленность.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что углубленное изучение теоретического курса права, его расширенный практический курс по всем направлениям - исследовательскому, лекционному, консультативному способствует формированию знаний, умений и навыков выпускников школы по праву.

Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.

Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Правовое воспитание подростков способствует успешной социализации их в обществе и углублению знаний по праву, развитие профессиональных качеств будущих юристов.

Целью кружка является правовое просвещение школьников, формирование активной жизненной позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних, поддержание общественного порядка в с. Алакуртти, обеспечение неформального общения и организация свободного обмена мнениями и информацией между членами кружка, а также с другими заинтересованными лицами по широкому кругу вопросов.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимися теоретическими и практическими умениями в области права и навыками курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников»;
  • содействовать МОУ «СОШ №3 с. Алакуртти», администрации с. Алакуртти и Поселковому отделению милиции в поддержании общественного порядка;
  • сотрудничать со Службой с. Алакуртти;
  • содействовать повышению правовой культуры школьников;
  • обеспечить условия для развития профессиональных качеств начинающих юристов;
  • создавать условия для осуществления членами кружка своей деятельности
  • воспитывать гражданственность и любовь к Родине, уважение к правам и свободам человека.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения. Главной особенностью программы является практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.

Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 16-17 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения.

1 год обучения -1 час в неделю – 36 учебных часа в год.

Для реализации данной программы имеется материально- техническая база: правовая база « КонсультантПлюс», « Гарант», сборники законодательств.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы подростков:

1 год обучения - наполняемость 15 человек

Продолжительность занятий: 1 час

Прогнозируемый результат и способы определения их результативности.

По окончании учащийся должен знать:

  • содержание прав и свобод человека и гражданина,
  • понятие и принципы правосудия,
  • органы и способы правовой защиты прав человека

Учащийся должен уметь:

характеризовать:

  • организацию и деятельность органов государственной власти,
  • порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно- правовых споров,
  • порядок заключения и расторжения трудовых договоров,
  • формы социальной зашиты и социального обеспечения.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • участие в олимпиадах по праву / школьной, муниципальной, региональной, Всероссийской/, участие в научно- практических конференциях;
  • повышение уровня правовой культуры учащихся 5-9 классов и снижение уровня правонарушений учащихся основной школы;
  • участие в проведении социальных акций./Приложение 1/

Учебно- тематический план

 

Название разделов

Количество часов

Всего часов

Теоре-тические занятия

Практи-ческие

занятия

 

1

Введение. Знакомство с Программой и Положение клуба « Рубикон»

1

1

 

2

Теоретический курс. Тема: Право. Норма права. Источники права.

1

1

 

3

Реализация курса

« Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы»

2

2

4

Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/

4

4

5

Подготовка к олимпиаде по праву/ школьный, муниципальный уровни/

1

1

6

Интеллектуальная игра по праву.

2

2

7

Подготовка к олимпиаде в номинации «Правоведение»/ « Познание и творчество»/

1

1

8

Выпуск газеты « Подросток и закон»

1

 

1

9

Теоретический курс. Тема: Правоотношения. Юридическая ответственность.

1

1

 

10.

Организация мероприятий декады « SOS», недели правовых знаний в 5-11 классах.

2

1

1

11.

Теоретический курс. Конституционное право. Конституция РФ.

1

1

 

12.

Подведение итогов работы клуба за полугодие.

1

1

 

13.

Практикум по теме: Гражданские правоотношения.

1

 

1

14.

Психологический практикум для 5-6 классов « Детективное агентство»

2

 

2

15.

Экскурсия в музей ОВД г. Кандалакша

1

 

1

16.

Практическое занятие

« Судебная защита гражданских прав»

1

1

17.

Юридическая консультация для школьников.

3

1

2

18.

Организация мероприятий акции « Папин апрель»

3

1

2

19.

Теоретический курс. Трудовое право.

1

1

 

20.

Деловая игра « Бюджет молодой семьи»

1

 

1

21.

Теоретический курс. « Уголовное право»

1

1

 

22.

Организация рейдов по проверке соблюдения правил поведения, Устава школы

2

 

2

23.

Подведение итогов.

2

 

2

 

Итого

36

10

26

Календарно- тематический план

Тема занятий

Форма занятий

Дата проведения

1

Введение. Знакомство с Программой и Положение клуба « Рубикон»

беседа

07.09

2.

Теоретический курс. Тема : Право. Норма права. Источники права.

лекция

14.09

3.

Реализация курса

« Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы»

консультация

21.09

4.

Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/

 

28.09

5.

Подготовка к олимпиаде по праву/ школьный уровень/

практикум

05.10

6.

Интеллектуальная игра по праву.

деловая игра

12.10

7.

Подготовка к олимпиаде в номинации «Правоведение»/ « Познание и творчество»

Работа с докум.

19.10

8.

Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/

рейды

26.10

9.

Выпуск газеты « Подросток и закон»

 

09.11

10.

Теоретический курс. Тема: Правоотношения. Юридическая ответственность.

лекция

16.11

11.

Реализация курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы»

консультация

23.11

12-13

Организация мероприятий декады « SOS», недели правовых знаний в 5-11 классах.

консультации

30.11

07.12

14.

Теоретический курс. Конституционное право. Конституция РФ.

лекция

14.12

15.

Подведение итогов работы клуба за полугодие.

 

21.12

16.

Практикум по теме: Гражданские правоотношения.

практикум.

11.01

17.

Реализация курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы»

консультации

18.01

18.

Психологический практикум для 5-6 классов

« Детективное агентство»

практикум

25.01

19.

Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/

рейды

01.02

20.

Экскурсия в музей ОВД г. Кандалакша

экскурсия

08.02

21.

Практическое занятие

« Судебная защита гражданских прав»

практикум

15.02

22.

Психологический практикум для 5-6 классов

« Детективное агентство»

практикум

01.03

23.

Интеллектуальная игра по праву.

Интел. игра

15.03

24-25.

Юридическая консультация для школьников.

Работа с документ.

18.01

29.03

26-28.

Организация мероприятий акции « Папин апрель»

Участие в провед. меропр.

05.0412.04

19.04

29.

Теоретический курс. Трудовое право.

Лекция, работа с ТК РФ

26.04

30.

Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/

рейды

03.05

31.

Деловая игра « Бюджет молодой семьи»

Деловая игра

10.05

32.

Теоретический курс. « Уголовное право»

лекция

17.05

33-34.

Организация рейдов по проверке соблюдения правил поведения, Устава школы

рейды

08.02

20.05

35-36

Подведение итогов.

 

24.05

27.05

Содержание курса / Приложение2/

Методическое обеспечение программы дополнительного образования обучающихся

Реализуя данную программу, использую современные технологии:

  • технология уровневой дифференциации,
  • технология личностно-ориентированного обучения ( автор В.В. Шоган),
  • технология исследовательской и проектной деятельности учащихся,
  • игровые технологии,
  • информационные компьютерные технологии;
  • личностно-ориентированную технология в воспитательном процессе.

В кабинете имеются разработанные дидактические материалы:

  1. Разработки бесед с учащимися :« Права человека и гражданина , « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.
  2. Разработки бесед с родителями: « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.
  3. Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр
  4. Разработки социальных акций.
  5. Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних», « Правоспособность».
  6. Психологически практикум « Детективное агентство»
  7. Комплект правовых задач.
  8. Разработки тестов по темам «Конституционное право. Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»,
  9. Разработки презентаций по праву: « Права ребенка», деловая игра « Государство и право»

5. Библиографический список:

Программы:

  1. Мустафина М.Ф. Правоведение.10-11 кл.: элективные курсы/М.Ф. Мустафина
  2. Волгоград: «Учитель» 2007г. стр.136

Литература для учителя:

  1. Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно- деятельностных игр/ В.В. Гордеева Волгоград « Учитель», 2007г.стр.207
  2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в7-9 кл. « Подросток и закон»/ Н.Ф. Дик Ростов-на- Дону « Феникс» 2006г. стр.315
  3. Смирнов В.А. « Детский правовой клуб: технология создания и развития» Методическое пособие / В.А.Смирнов. Кострома « Авантитум» 2006г.
  4. Кашанина Т.В. Российское право. Учебник для вузов./ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин Вита- Пресс,2007г.
  5. Журналы « Право в школе» 2008-2009гг.

Литература для учащегося:

  1. Конституция РФ 1993г.- 52 стр.
  2. Конвенция о правах ребенка -М. 2009г.
  3. Всеобщая декларация прав человека и гражданина -М.2009г.
  4. ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях- М. « Кодекс» 2009г
  6. Трудовой Кодекс РФ -М. « Кодекс» 2007г.
  7. Гражданский кодекс РФ – М. « Кодекс» 2007г.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации – М. « Норма»,2008г.- 302стр.
  9. Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации - М. « Норма»,,2008г.
  10. Ветров Н.И Уголовное право учебник для ВУЗов/ Н.И.Ветров.-М. Юриспруденция 2007г
  11. Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В. Лазарев М. 2004
  12. Кашанина Т.В. Основы права 10-11 класс./ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин Вита- Пресс,2007г.
  13. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь/ А.Ф. Никитин Дрофа.2007г