Этапы работы по подготовке к сдаче экзамена по физике в форме ЕГЭ в профильном и общеобразовательном классах

Разделы: Физика


Опыт работы в профильном классе позволил определить некоторую систему деятельности, направленной на успешную подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, хотелось бы поделиться своими наработками с коллегами, особенно с теми из них, кто только приступает к этому виду деятельности.

Программа в таком классе должна иметь не менее 5 часов в неделю, если такой возможности нет, то можно восполнить нехватку часов по программе, работой учащихся по индивидуальным планам, что и сделали в нашей школе.

Для ребят, которые выбрали физику, как предмет, который требуется им для бедующей сдачи экзамена, организован курс подготовки, состоящий из 1 дополнительного часа посещать его могут ребята обучающиеся не только в профильном классе с нужным количеством часов, но и те кто обучаясь в других классах не имеет достаточного количества часов программы, для подготовки к экзамену.

Сказанное выше является организационным моментом работы, который позволяет расширить возможности подготовки учащихся, которые обучаются по различным программам в рамках одной школы.

Одним из моментов работы является сопоставление рабочей программы с кодификатором данного года, из которого в отдельную графу вносим для каждой темы номер темы в кодификаторе, обязательно корректируется раздел требования к выпускнику и умения и навыки, предлагаемые для проверки в кодификаторе. Те моменты, которые не вошли в программу общеобразовательного класса выносятся на курс, о котором говорилось выше. При дальнейшем планировании уже конкретного урока эти дополнения в программе учитываются при подборе заданий на урок.

1  Задача кинематики. Основные понятия. 1.1.1.СБ, СО
2 Равномерное прямолинейное движение. 1.1.3. СО
3 Способы описания движения. СО, СБ
4 Неравномерное движение. 1.1.4, 5. СО
5 Решение задач по теме: Неравномерное движение.  
6 Равнопеременное движение. Графическая характеристика  
7 График движения. СО, СБ
8 Уравнение движения. СО, СБ
9 Средняя скорость движения. СП

При проведении контроля знаний, который проходит в виде зачётов, по темам программы, объединённых в блоки, в зачёт включаются задания из материалов для подготовки к ЕГЭ и материалов ФИПИ в виде задач разного уровня сложности и типа: качественных и особенно с практическим содержанием.

Вернёмся к программе курса: первые 2 занятия посвящаются знакомству со спецификатором, отражающим содержание экзаменационной работы. Обязательно обращается внимание на оформление черновика, в котором заранее отмечаются все номера заданий и заносятся ответы в любом порядке, что позволяет видеть не выполненные задания и упрощает заполнение экзаменационного листа по окончании работы.

Объясняем количество баллов, которое можно получить за задания, сколько и какого уровня задания есть в различных частях экзаменационной работы: СБ- базовый уровень, СП- повышенный и В – высокий. Всё это кажется понятным для учителя а учащимся это нужно обязательно объяснять. Особое внимание уделяется времени выполнения каждой части работы и тому, что нельзя задерживаться на одной задаче, лучше вернуться к ней ещё раз, при условии того, что все возможные уже решены.

При разборе заданий части «А» делаем вставки из теории и моделируем возможные варианты заданий по данной теме. Учим определять тип задания: графическая задача, экспериментальная, качественная или расчётная, отрабатываем алгоритм по решению каждого вида задач.

Например, при ответе на качественную задачу после прочтения условия предлагаем сначала сформулировать правильный ответ, а только потом искать его в предложенных, при решении графических задачах напоминаем о том, что нужно обращать внимание на те единицы измерения, которые стоят возле осей, так как там могут быть использованы домножительные коэффициенты.

Всё это записывается на полях возле задачи, таким образом к концу 11 класса каждый ученик создаёт свой решебник для подготовки к сдачи экзамена, все эти мелочи обязательно нужно отрабатывать и объяснять учащимся, они понятны нам, но не являются компетентностями ученика.

Следующим этапом идёт отработка части «В», здесь особое внимание уделяем сравнительным задачам, в которых ответ надо получить виде набора цифр.

Переходим к решению задач части «С». Начинаем эту работу с разбора заданий по готовому решению: ученик разбирает предложенное решение и записывает его, дополнив своими пояснениями и своими рисунками.

После этого решаем задания части «С» сначала по темам из банка ФИПИ и только потом приступаем к решению заданий из вариантов экзаменационных работ. Особое внимание обращаем на разбор первой задачи, которая требует рассуждений по определённой теме и некоторой креативности мышления.

Последний этап подготовки – это тренировочные работы, которые составляются по демонстрационным тестам прошлых лет и репетиционным вариантам, рассчитанным на 45 минут:

«5» - 10 заданий части 2А», 2 задания части «В», задание части «С»;
«4» -9 заданий части «А», 1 задание части «В», 1 задание части»С»;
«3» - 8 заданий части «А», 1 задание части «В».

Предложенная система работы позволяет подготовить учащихся к успешной сдачи экзамена при условии, что домашние задания её дополнят и будут подобраны для каждого учащегося с учётом его пробелов. Выявление пробелов происходит при проверке тестовых заданий.