Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в  целях жизнедеятельности школы.  Воспитательная работа не может осуществляться обособленно, ее роль – помощь меняющемуся  образовательному процессу.
В новых условиях работы воспитательная миссия  школы состоит в  создании условий для становления гармонично-развитой, гуманистически ориентированной личности, осознающей высокую ценность свободы и демократии, граждански активной и законопослушной, уважающей права и свободы человека, умеющей защитить эти права. В основе данной концепции лежат следующие принципы:
Принцип гуманности, предполагающий формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями); развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природе.
Принцип  единства воспитательного пространства России, заключающийся в реализации на территории Российской Федерации единой государственно-общественной программы воспитания, акцентировании на общенациональных ценностных приоритетах, содействии осознанию обществом в качестве одной из фундаментальных объединяющих национальных идей – идею всесторонней заботы о духовно-нрав­ственном и гражданском становлении подрастающих поколений, культурном воспроизводстве населения.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственного мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Мы, современное поколение, должны знать нашу историю, гордиться славным прошлым нашего народа. Литература помогает нам в этом.

 

Голос за кадром: Женщина и война. Оба эти слова женского рода. Но они не совместимы. Женщина и война…
На самой страшной  войне 20 века  женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, стреляла, бомбила, женщина убивала. «Не женская это доля убивать», – скажете вы. Но женщина убивала врага, обрушившегося с невиданной жесткостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Всего за эти годы в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Таковы цифры. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет.

Голос за кадром: Так какие же были они, девчонки сорок первого, как уходили на фронт? Пройдем их  путь вместе с ними.

Выходят 4  девушки с чемоданами, садятся на чемоданы.

Девушка первая:

«За войну я так изменилась, что когда приехала домой ,мама не узнала меня. Я вошла и поздоровалась, говорю:
– Пустите переночевать.
Мама меня не узнала и отвечает:
– Пройдите дальше. Вы видите,  гражданочка, как  мы живем?
Пока не стемнело, пройдите дальше.
Я наклоняюсь, обнимаю ее, произношу:
– Мама, мамочка!
Тогда они как все на меня набросятся, как заревут…

Девушка встает и уходит.

Вторая девушка:

– Я пришла с войны живая, только раненая. Я теперь как только вспомню, то меня ужас охватывает ,а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела. Вот я говорю вам и мне уже плохо. Тогда ничего, тогда все могла. Внучке стала рассказывать, а невестка меня одернула: зачем девочке такое знать? Это, мол, женщина растет. Мать растет.

Девушка встает и уходит.

Третья девушка:

– Мы в 18-20 лет  ушли на фронт, а  вернулись в 20-25.Сначала радость, а потом страшно: а что мы будем делать на гражданке? Подружки институты успели окончить, а кто мы? Ни к чему не приспособленные, без специальности. Все, что мы знаем – война, все, что мы умеем – война. Хотелось скорее  отделаться от войны. Из шинели быстренько сшила себе пальто, на базаре продала кирзовые сапоги, купила туфельки. Надела первый раз платье, слезами обливалась. Сама себя в зеркале не узнала. Мы  же четыре года в брюках. Кому я могла сказать, что я раненая, контуженная. И что  говорить, у  меня ноги больные. Я была очень нервная… 

Девушка встает и уходит.

Четвертая девушка:

После войны я несколько лет не могла отделаться от запаха крови, он преследовал меня долго-долго. Стану стирать белье – слышу этот запах, стану варить обед – опять слышу. Не могла ходить в магазины в мясные отделы. А летом совсем не могла оставаться в городе. Мне казалось, что сейчас начнется война. Деревья, дома, асфальт, – все это запах имело, все это пахло кровью. Чтобы я не ела, не пила, не могла отделаться от этого запаха!

Девушка встает и уходит.

Девушка  пятая:

Мы молчали как рыбы. Мы никому не говорили, что мы фронтовички. Даже награды не носили. Мужчины носили, это победители, герои, женихи, у них была война. А на нас смотрели совсем другими глазами: «Жила-жила с мужьями с нашими, а теперь приехала…Героиня…».

Девушка встает и уходит.
Звучит песня «Мой милый, если б не было войны…»
Звучит первый куплет песни «Прощание славянки». Выходят девушки в военной форме. Маршируют. Музыка затихает.

Чтец 1:

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.

Чтец 2:

Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Чтец 3:

Я ушла  из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Чтец 4:

Я пришла из школы в блиндажи серые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.

Чтец 1:

Худенькой нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.

Чтец 2:

На дорогах родины осенью
Нас с тобой связали навсегда
Судорожные петли окружений
Отданные с кровью города.

Чтец 3:

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Перестроение. Раздаются взрывы, грохот…
Звучит тихо тревожная музыка. Девушки садятся на стульях спиной к зрителям. Читая свои слова ,каждая разворачивается к зрителям.

Девушка: Я навсегда запомню свой первый бой. Небо гудит, земля гудит, кажется, се5рдце разорвется, кожа на тебе вот-вот лопнет. Не думала, что земля может трещать. Все трещало, все гремело. Мне казалось, вся земля колышется. Я просто не могла… Как мне все это пережить… Я думала, что не выдержу…

Девушка: В рукопашный была… Это ужас. Человек таким делается… Бьют, колют штыком в живот, в глаза, душат за горло друг  друга. Вой стоит, крик, стон, хруст…Хрящи ломаются, кости  человеческие трещат…Все это на твоих глазах.

Девушка: Но самое страшное было впереди, самое страшное – это Сталинград. Самые-самые бои. Тащу я двух раненых, одного протащу, оставлю. Потом другого. И так тащу их по очереди, потому, что они очень тяжело раненые, у обоих высоко отбиты ноги, они истекают кровью.

Девушка: Мы поднялись в атаку, а нас давай косить из пулемета.
И батальона не стало. Все лежали. Они были раненые. Немцы бьют огня, не прекращают. Совсем неожиданно для всех, из траншеи выскакивает сначала  одна девочка, потом вторая, третья…Они стали  перевязывать и  оттаскивать раненых, даже немцы на какое-то время  онемели от изумления. К часам десяти  все девчонки были тяжело ранены, а многих мы потеряли.

Девушка: Приближается черная, страшная минута. Все тело изувечено: ни  рук, ни ног. Но умираю молча. Страшно умирать в  22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни  будущих после нас людей, во имя тебя, Родина, уходим мы. Расцветай, будь прекрасна, родимая и прощай…

Минута молчания…

Голос за кадром: Какой бы ужасной не была действительность, но и на войне женщина оставалась женщиной. Требовался солдат, а хотелось быть еще красивей. Даже в «мужском» быте войны, в мужском деле  войны, они старались не изменить своей женской природе, своему женскому естеству.

Фоном звучит нежная мелодия.

Девушка: Однажды в лесу после боя я увидела фиалки и не удержалась, нарвала  букетик и привязала к  штыку.

Девушка: У нас был добрый командир полка, берег нас, понимал женскую душу. Под Москвой, отступление, самое страшное время, а он нам говорит:
Девушки, Москва  рядом. Я вам привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивые.

Девушка: И  такие счастливые  были мы.  И это женское , как выглядишь, часто было не только сильнее чувства голода, усталости, желания сна, но и страха смерти.

Девушка: Однажды в одном из немецких поселков нас разместили на ночь  в жилом замке. Много комнат, целые залы. В шкафах полно красивой одежды. Девочки – каждая платье себе выбрали. Оделись, во что понравилось и танцевали всю ночь.

Звучит вальс «Ночь коротка».
Девушки надевают шляпки, шарфы, кружатся в вальсе. Выходит командир и танцует  с одной из девушек. Музыка замолкает.

Девушка:

Ты рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты на свете есть.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти,
Спасибо тебе, мой любимый,
За то, что ты есть на свете.
Мы – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо тебе
За то, что ты есть.

Фоном звучит мелодия  «День победы».

Чтец 1:

Нет, это не заслуга, а  удача –
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне…
С восторгом нас, девчонок. Не встречали,
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии – потом.
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой  в тот зловещий год,
А высшей честью школьники считали
Возможность умереть за свой народ.

Чтец 2:

И теперь на мирных перекрестках
Вспоминая молодость свою
Многих
Прежних девушек-подростков
Я в солидных мамах узнаю.
И прошу их:
«Вы своим ребятам,
Не смущаясь говорить должны,
Что без нас, без женщин,
В сорок пятом,
Может быть, и не было б весны!»

Звучит песня. На сцену выходят все действующие лица.