Урок литературы с использованием ИКТ "Реальное и фантастическое на страницах повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература


Цели:

  • Образовательные:
    • подробно анализировать отрывок из повести;
    • дать понять фантастику автора как художественный прием;
    • гипербола как изобразительно-выразительное средство;
    • фантастика как прием, придающий произведению народность.
  • Развивающие:
    • развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие навыки.
  • Воспитательные:
    • подвести к выводу, что автор,  рассказывая о самых обычных людях,  высмеивает человеческие пороки (обжорство, упрямство, пьянство, легкомыслие..) или изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их  достоинства

Оборудование: презентации Power Point, интерактивная доска

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (запись темы урока)

– Сегодня мы проведем урок « Реальное и фантастическое на страницах повести « Ночь перед Рождеством». Что такое реальное и фантастическое? Мы должны будем определять, что реального и фантастического в отрывке,  который мы прочтем сегодня на уроке. И почему автор вводит фантастику, когда рисует реальное?

2. Беседа по прочитанному

–  Из отрывков,  которые мы уже прочитали,  вам  известно, что повесть эта похожа на сказки. Тут,  как и в сказках,  много фантастики.  Что фантастического вы находите в уже прочитанном? (Сказочные фантастические существа: черт, ведьма, фантастические ситуации: черт крадет месяц, ведьма летает на метле и собирает звезды и.т.д.) Рассказывается в повести еще и об обычных людях. Каких героев мы отнесем к обычным деревенским людям? (красавица Оксана, Кузнец Вакула, Чуб, деревенские парни и девушки). При чтении каких эпизодов вам было смешно? (когда автор рассказывает о картине, где Вакула нарисовал как черта бьют чем попало и выгоняют из ада ; в доме Солохи, когда герои прячутся друг от друга, когда  дьяк и Чуб оказались в одном мешке и.т.д.)  Итак, нам было и смешно, и интересно.  Как вы думаете,  ребята, для чего Гоголь рисует своих героев так, чтобы нам было смешно? (Высмеивает недостатки героев?) А теперь давайте вспомним,  про каких людей мы прочитали  в повести?
Мне хотелось бы убедиться,  насколько хорошо вы прочитали текст, как поняли прочитанное.

3. Узнайте героя по фразам,  взятыми из текста:

… уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как обжегшись, пососал пальцы (Черт)
... долго еще ворчал и бранился, а между тем в то же время раздумывал, на что бы решиться  (Чуб)
... долго еще принаряживалась и жеманилась (Оксана)
… что я за баба! Не дам никому смеяться над собою… (Вакула)
… мне не хочется встретиться с дьяком… (Голова)
… сердечно рад этому случаю погулять немного у нее и не испугался метели (Дьяк)
... металась как угорелая и,  позабывшись, дала знак … (Солоха)
… крепко занят был галушками… (Пацюк)

4. Каких людей изображает автор? (Черт мстительный, любят погулять, выпивать, легкомысленных, хвастливых(Оксана), упрямых, трусливых)

5. «Немое кино» (Работа по группам)

– А теперь проверим,  как вы ориентируетесь в прочитанном.  Каждая группа должна будет советоваться,  как показать заданную вам ситуацию. Некоторые будут изображать немые сцены, другая группа будет отгадывать: какой это эпизод и найти и зачитать эпизод или сделать краткий пересказ эпизода.

6. Перед тем, как приступить чтению нового отрывка,  я хочу вас познакомить с одной исторической личностью. Сегодня наш герой Вакула встретится с этой царицей, с Екатериной II.

7. Живопись и повесть «Ночь перед Рождеством»

– Кого мы видим на картине?
– Что такое Коляда?

8. Выразительное чтение отрывков.

– Молодежь выходит колядовать и к Оксане приходят дивчины и парубки звать ее. И какой разговор происходит между Оксаной и Вакулой?
А) Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы
– Потом мы узнали, что Вакула решил полететь в Петербург на черте. О чем они говорят?
Б) Диалог Черта и Вакулы.

9. Чтение отрывка.  «Полет Вакулы в Петербург».  (Запись темы отрывка)

(Приложение. Слайд 1. Темное небо со звездами и месяцем.  Слайд 2. Словарная работа. Слайд 3. Изобразительно-выразительные средства. Слайд 4. Изображение Петербурга. Слайд 5.  Словарная работа. Слайд 6. Гипербола. Слайд 7.Изображение дворца Слайд 8. Екатерина II. Слайд 9 Словарная работа.)

10. Работа по прочитанному

Сообщения по группам:

1 группа.  Вакула на небе.

– Что интересного, удивительного увидел Вакула на небе?
– Какие фантастические персонажи встречаются, какие фантастические ситуации рисуются?
С помощью каких изобразительно-выразительных средств он рисует то, что увидел Вакула?

2  группа. Петербург.

– Как автор описывает Петербург? Что чувствует Вакула при виде столичного города?

3 группа. Дворец царицы. 

– Опишите дворец царицы
– Какие эмоции испытывает Вакула,  оказавшись во дворце?

4 группа.  Встреча с царицей. – Какой вы представляете Екатерину II? Как она обращается с кузнецом? Какие выводы вы можете сделать о царице?

10. Выводы по теме урока

– Итак, вернемся к теме урока.  И мы должны будем определить, что реального, что фантастического в прочитанном. Давайте заполним  таблицу «Реальное и фантастическое в прочитанном отрывке».  (Работа на интерактивной доске и в тетрадях)

Реальное

 Фантастическое

Петербург
Дворец царицы
Екатерина II
Вакула – человек из народа
Полет Вакулы на черте
Черт
Колдун
Духи
Полет метлы
Стук копыт,  звук колес отзываются громом
Кареты летят
Дома растут

– Итак, мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой?  (Автор изображает жизнь народа, поэтому использует народную сказочную фантастику. Это придает произведению народность.) А такжефантастика делает произведение интересным и смешным. Смех, как мы увидели и в предыдущих главах,  является оружием автора. Он с помощью смеха высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества людей. А каким вы увидели Вакулу сегодня?  (ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви). Значит  мы увидели еще,  что фантастика подчеркивает достоинства героя. А изображение реальных героев или героев, близких на обычных людей, заставляет читателя задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.

11. Рефлексия

– Продолжите предложения: Я сегодня на уроке узнал…

Я понял …
Я научился …
Я благодарен …

12. Домашнее задание