Мастер-класс "Японская классическая поэзия хокку" (презентация)

Разделы: Литература


Для того чтобы показать, как особенности ассоциативного мышления могут “работать” на уроке, обратимся к японской классической поэзии (Хокку). Учащимся 7-8 классов трудно понять и принять японскую классическую поэзию при самостоятельном чтении. Их отталкивает отсутствие формы, краткость текстов, многие слова, реалии жизни, которые упоминаются в стихах им не понятны. У наших учеников, к сожалению, отсутствует навык медленного чтения. Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины. Зрительные образы воздействуют на ребёнка сильнее, чем словесные. Попробуем отнестись к хокку как к загадкам, которые необходимо разгадать.

Основная задача: подвести к восприятию японской поэзии через собственную, в чём-то родственную ей деятельность. Первый урок начинается с литературного творчества учащихся.

1. Подготовка учащихся к восприятию темы

Слушают аудиозапись со звуками дождя в субтропическом лесу и отвечают на вопросы:

– Что за звуки вы слышали?
– Какое настроение они у вас вызывают?
– Какие ассоциации вызывают?

2. Подбор ассоциаций к словам

На доске написаны слова: «радость», «разочарование». « Рисуем» ряд ассоциаций, затем стираем ключевое слово. Теперь каждый выбирает одно из данных состояний и пишет о нём связный текст, не называя его. Важно, чтобы в работе были только картины, образы, но не было прямо сказано: «Мне грустно», «Я жду с нетерпением». Чтение работ вслух.

3. Переход к теме

– Сегодня мы будем говорить о классической японской поэзии. Эта поэзия создана в 17 веке, в стране очень непохожей на нашу своими традициями, образом жизни. Всё, что странно и непонятно, не обязательно должно быть скучным и неинтересным.

4. «Расшифровка» текста

Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.

Ранран

Вопросы:

1. Где находится автор?
2. Как вы думаете, какое у него настроение?
3. Что значит: «зонт прошелестел»? почему автор не говорит: «прошёл человек»?
4. О чём говорят слова «нет, не ко мне? Что изменилось бы, не будь слова «нет»?
5. Какую картинку вы представляете, читая стихотворение?

Ученикам удаётся разгадать образы стихотворения: унылая пора, одинокий человек стоит у окна в ожидании, но «нет», опять идёт кто-то не к нему. «Зонт прошелестел», потому что из окна сверху виден только зонт, скрывающий фигуру, лицо и всё остальное. Однако ребята представляют человека, сидящего в современном многоэтажном доме, или русскую деревню (она обходится без зонтов). Возникает необходимость в пополнении фоновых знаний.

5. Формирование фоновых знаний: японский дом

Демонстрация видео, изображающего японское жилище, и комментарии к нему.

Вопросы:

– Чем японский дом отличается от привычного европейского?
– Как влияет такое жилище на человека?
– Какие особенности взгляда на мир отражает?

Ответы: так, как живут японцы – минимум всего, – это от характера. Они молчаливы, скрытны. И стихи их не описывают подробно чувств человека. В таком доме много места, света. Человек ближе к природе, лучше чувствует её. Им ничего не мешает думать, размышлять.

6. Формирование фоновых знаний: символика времён года

Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Пленённый сверчок.

Басё

Вам трудно определить время года в этом стихотворении. А для японца ясно, что речь идёт об осени (смотри в приложении «Презентация»).

7. Формирование фоновых знаний: созерцательность и эстетизм японцев

Послушаем аудиозапись пения лягушек…
– Понравилось ли оно вам? Как вы думаете, что в нём может привлекать японцев?
Чтение стихотворения.

На луну загляделись.
Наконец-то мы можем вздохнуть! –
Мимолётная тучка.

Басё

– Почему только мимолётная тучка даёт возможность героям стихотворения «перевести дух»?
Даже современные японцы не утратили возможность к созерцательности, любованию красотой. В Японии самая продолжительная рабочая неделя и самый напряжённый ритм труда. И всё же ,придя с работы, японец выходит в свой маленький садик или на балкон, садится перед карликовыми деревьями в горшках и восстанавливает тело и душу, общаясь с природой.

Чтение стихотворения:
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.

– Почему воду надо брать у соседа?

Ответ: потому что вьюнок живой, красивый. Сорвать его – значит погубить, убить.

– Какая черта японцев отразилась в этих стихах?

8. Теория: форма хокку (смотри Презентацию)

9. Анализ хокку Басё

Белый волос упал.
Под моим изголовьем
Не смолкает сверчок.

– Ккакие чувства испытывает поэт?
– Что помогло вам понять стихотворение?

Ответы: белый волос – скорее седой, упал – пришла старость. Образ сверчка вызывает ассоциацию с осенью, когда поют цикады, сверчки. Осень жизни – это старость, приближение её конца.

10. Упражнения в «соавторстве» и самостоятельное сочинение хокку (см. Презентацию)