Крыловские места Санкт-Петербурга

Разделы: Литература


Цель урока: ознакомление с крыловскими местами Санкт-Петербурга, обобщение знаний учащихся по творчеству И.А.Крылова

Задачи урока:

  • обучающая: познакомить с крыловскими местами Санкт-Петербурга, углубить и обобщить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова;
  • развивающая: развивать устную речь, обогащать активный словарный запас;
  • воспитательная: воспитывать любовь к творчеству баснописца, прививать любовь к чтению, развивать нравственные качества личности;
  • коррекционная: совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, развивать зрительную и слуховую память, наглядно-образное мышление;

Методы работы: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию материала; рассказ-заключение: обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы; беседа заключительная (воспроизводящая); работа с учебником; самостоятельная работа: носит творческий характер: иллюстрирование и исценирование басен, подготовка реквизита для драматизации (маски, костюмы);

Формы работы: работа с учебником; групповая, индивидуальная, фронтальная; урок- путешествие; домашняя работа творческого характера.

Тип урока: обобщение знаний учащихся по творчеству И.А.Крылова;

Межпредметные связи: ИЗО

Оборудование: мультимедиа проектор с презентацией, детские иллюстрации к басням, реквизит для драматизации басен, выставка книг.

Подготовительная работа к уроку: иллюстрации к басням, подготовка реквизитов к драматизации басен, выразительное чтение и чтение по ролям,

Ход урока.

1.Приветствие. Целевая установка. Психологический настрой.

Учитель:

Здравствуйте!

Тема нашего урока. Крыловские места Санкт-Петербурга.

Опираясь на тему, попробуйте самостоятельно сформулировать цель.

(Дети формулируют цель)

Молодцы! Правильно.

Я приглашаю вас в путешествие в Санкт-Петербург, где мы совершим экскурсию по достопримечательным местам, связанным с жизнью и творчеством И.А.Крылова – великого русского баснописца.

Во время экскурсии будут проводиться конкурсные задания, оценивать которые будет жюри в составе: члены жюри: Басков Никита и Бастерс Александр, председатель жюри: учитель русского языка Вакиш Валентина Георгиевна. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Для участия в конкурсах класс разделен на 3 группы, каждая группа будет зарабатывать баллы.

Чтобы заработать наибольшее количество баллов, необходимо отвечать на поставленный вопрос полным ответом, читать громко, выразительно, четко проговаривая слова текста.

Для путешествия сегодня день просто замечательный, настроение у всех отличное, гороскоп предсказывает удачу всем любителям басен И.А.Крылова.

Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети:

Да!

Диктор:

Внимание! Уважаемые пассажиры, объявляется посадка на самолет Южное – Санкт-Петербург.

Просьба пассажиров пройти на посадку.

(Музыка. Дети встают, идут на месте, садятся)

Стюардесса:

Уважаемые пассажиры! Вы находитесь на борту самолета, который совершает рейс Южное – Санкт-Петербург.

Пристегните, пожалуйста, ремни!

Экипаж желает вам приятного полета.

Учитель:

Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Шепотом за мной хором повторяйте.

Мой язык – мое лицо.

Знаю, мне необходимо развивать свою речь.

Я должен знать: что, где, кому и как сказать.

Буду говорить с чувством, с толком, с расстановкой.

Учусь чувствовать себя и другого.

Я спокоен и уверен в себе.

( Откройте глаза.)

Стюардесса:

Уважаемые пассажиры! Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Санкт-Петербурга.

Экипаж желает вам приятного путешествия по городу.

Экскурсовод:

Добрый день, уважаемые туристы!

Давайте познакомимся, я – Никита Басков – экскурсовод города Санкт-Петербурга.

Сегодня мы посетим с вами достопримечательные места города на Ниве, связанные с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова.

Сейчас мы находимся на аллее Летнего сада, по которой более двухсот лет тому назад ходил Иван Андреевич Крылов, обдумывая сюжеты своих басен.

В летнем саду поставлен памятник Крылову. Этот памятник построен на пожертвования, то есть на народные средства, собранные по всей России, в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году.

Автором памятника является скульптор Петр Карлович Клодт.

На постаменте изображены герои басен.

Около памятника всегда много детей.

Они с удовольствием читают басни.

Объявляется конкурс на лучшего чтеца. Каждая группа представляет по одному участнику.
Конкурс начинает первая группа. Пожалуйста.

Дети читают басни.

Слово жюри.

Продолжаем экскурсию.

Следующая достопримечательность, с которой мы познакомимся – драматический театр.

Какой спектакль идет сегодня, мы узнаем, прочитав афишу.

Афиша.

28 октября состоится спектакль “Басни И.А.Крылова”

Начало в 10 час.

Вход свободный.

Уважаемые туристы! Прежде чем войти в театр, нам необходимо вспомнить правила поведения во время спектакля. Назовите их.

Дети: Во время спектакля нельзя разговаривать, ходить по залу, пользоваться сотовыми телефонами, садиться на чужие места, разрешается аплодировать, дарить цветы после окончания представления.

Учитель:

Перед вами драматический театр.

А сейчас закройте глаза и представьте все то, о чем я буду говорить.

Мы с вами поднимаемся по мраморной лестнице.

Входим в огромный зал.

Он полон зрителей.

Мы быстро и осторожно, чтобы не помешать другим, занимаем свои места.

Звучит последний третий звонок.

Медленно-медленно поднимается тяжелый бархатный занавес.

Посмотрите на сцену (дети открывают глаза)

На сцене ведущий, конферансье – Александр Бастерс.

Представленье начинаем

Крыловским басням посвящаем.

Иван Андреевич – наш кумир,

Своими баснями весь мир он покорил.

Объявляется конкурс на лучшую драматизацию басен Крылова.

Басня “Кукушка и Петух”

Роли исполняют:

Кукушка – Исаева Ирина

Петух – Лежнева Наталья

Воробей – Басков Никита

Слова автора читает – Кузнецов Андрей

(аплодисменты после исполнения басни)

Басня “Волк и Журавль”

Роли исполняют:

Волк – Жаров Сергей

Журавль – Сорокотяга Марина

Слова автора читает – Нурмухаметова Рима

(аплодисменты после исполнения басни)

Басня “Слон и Моська”

Роли исполняют:

Слон – Заводчиков Руслан и Кузнецов Андрей

Дрессировщик Бастерс Александр

Моська – Бобков Александр

Шавка – Гостева Надежда

Слова автора читает – Басков Никита

(аплодисменты после исполнения басни)

Слово предоставляется жюри.

Продолжаем нашу экскурсию.

Картинная галерея – это еще одна достопримечательность города.

Хотите побывать в картинной галерее?

Дети: Да!

Учитель:

Представьте, что мы с вами находимся в выставочном зале.

Тишина.

На стенах висят картины.

Гулко отдаются шаги в тишине.

Слышен тихий голос экскурсовода.

Нас встречает экскурсовод картинной галереи Нурмухаметова Рима.

Экскурсовод картинной галереи

Уважаемые посетители, картины к басням Крылова писали многие художники, среди них:

(появляется картина, экскурсовод называет художника)

1.Народный художник Российской Федерации Евгений Рачёв

К какой басне эта картина?

(Дети называют басню)

2.Мастер рисунка Валентин Александрович Серов

К какой басне эта картина?

(Дети называют басню)

3.Художник Александр Лаптев

К какой басне эта картина?

(Дети называют басню)

Наряду с великими художниками картины к басням Крылова рисовали и учащиеся Южной школы-интерната Павлоградского района Омской области

(На слайде иллюстрация, экскурсовод называет фамилии учащихся)

Слово жюри.

(Бастерс Александр тоже принимал участие в выставке картин и заработал 5 баллов, но так как он член жюри, ему разрешается отдать свои баллы любой группе или поделить их на три группы)

Наша экскурсия закончена. Желаю вам всего доброго.

Экскурсовод:

Продолжаем нашу экскурсию.

Следующая достопримечательность города – публичная библиотека, основателем которой был Иван Андреевич Крылов.

Знакомьтесь библиотекарь – Кузнецов Андрей.

Библиотекарь:

Уважаемые читатели!

Перед вами выставка книг Ивана Андреевича Крылова.

Книги изданы для детей, с цветными иллюстрациями.

Я предлагаю вам выполнить конкурсное задание.

На экране пословица, прочтите её.

Скажите, к какой басне она относится, и почему вы так считаете.

  1. Пустая бочка громко гремит (“Слон и Моська”)
  2. Ты – мне, я – тебе (“Кукушка и Петух”)
  3. Хорошо тому добро делать, кто помнит (“Волк и Журавль”)

Слово жюри.

Наша экскурсия закончена.

Желаю вам всего хорошего.

Экскурсовод:

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Я прощаюсь с вами, желаю вам удачного возвращения домой.

Диктор:

Внимание! Уважаемые пассажиры, объявляется посадка на самолет Санкт-Петербург – Южное.

Просьба пассажиров пройти на посадку

(Дети встают, идут на месте)

Стюардесса:

Уважаемые пассажиры! Вы находитесь на борту самолета, который совершает рейс Санкт-Петербург – Южное.

Пристегните, пожалуйста, ремни!

Экипаж желает вам приятного полета.

(Музыка)

Наш самолет совершил посадку в аэропорту Южное.

Экипаж прощается с вами и желает вам всего хорошего.

Учитель:

Вот и снова мы в своем кабинете.

Понравилось вам путешествие?

Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

(Познакомиться с крыловскими местами Санкт-Петербурга)

Как вы считаете, достигли мы своей цели?

Я хочу услышать ваше мнение об экскурсии.

Назовите достопримечательность города и скажите, чем она вам запомнилась.

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

1 место

2 место

3 место

Давайте вместе оценим всех, кто принимал участие в экскурсии:

  1. Чтецы у памятника
  2. Артисты
  3. Художники
  4. Экскурсоводы
  5. Библиотекарь
  6. Конферансье
  7. Стюардесса
  8. Диктор

Домашнее задание:

Напишите небольшой отзыв о нашем путешествии

Учитель:

Прошу всех встать. Закройте глаза. Шепотом за мной хором повторяйте.

Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.

Мой язык – мое лицо.

Знаю, мне необходимо развивать свою речь.

Я должен знать: что, где, кому и как сказать.

Буду говорить с чувством, с толком, с расстановкой.

Учусь чувствовать себя и другого.

Я спокоен и уверен в себе.

( Откройте глаза.)

Благодарю вас за приятное путешествие.